УВАЖАЕМЫЕ ЧЛЕНЫ И ПАРТНЕРЫ АПМ РФ!

15  июня 2016 года Совет Федерации одобрил поправки в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вводящие обязанность идентификации и раскрытия бенефициаров российскими компаниями.

Изменения устанавливают обязанность российских юридических лиц собирать и как минимум раз в год обновлять информацию о бенефициарах такого юридического лица. Храниться данные о бенефициарах должны будут как минимум 5 лет.

Под бенефициаром понимается «физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия».

Это достаточно широкое определение, которое «пробивает» большинство трастов и фондов, создаваемых для сокрытия бенефициаров.

Создания единого реестра бенефициаров, аналогично создаваемым в странах ЕС в соответствии с 4 Директивой о борьбе с отмыванием доходов национальных реестров, либо раскрытия бенефициаров в реестре юридических лиц по украинской модели на данный момент не предполагается. Однако, такая информация будет нуждаться в систематизации и обработке, поэтому разумно предположить, что рано или поздно информация будет централизована. 

За отсутствие информации о бенефициарах на юридических лиц может быть наложен штраф до 500 тыс руб, на физических – до 40 тыс. руб.

Закон вступит в силу через 180 дней после опубликования и детали его применения должны быть урегулированы Постановлением Правительства.

ПРОГНОЗЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Закон определенно поможет повысить прозрачность российских корпоративных структур. Обязанности российских резидентов раскрывать участие в иностранных компаниях в соответствии с законодательством КИК будет соответствовать обязанность российских компаний и должностных лиц раскрывать своих бенефициаров. Помимо этого, будет существовать ощутимая ответственность за невыполнение требований по такой идентификации и раскрытию.

Хотя в существующей редакции Закон имеет явные недостатки, в частности, накладывая обязанность лишь эпизодически проверять наличие бенефициара и отсутствие обязанности учитывать динамику смены бенефициаров, что открывает очевидные возможности злоупотреблений. Однако, такие недостатки будут скорее всего устранены при применении закона.

Важно, что Закон достаточно хорошо сочетается с 4 Директивой о борьбе с отмыванием доходов в ЕС, в соответствии с которой к середине 2017 года европейские компании будут должны сообщить о своих бенефициарах в национальные реестры. В силу этого у европейской компании – акционера российской не будет возможности утверждать, что конечные бенефициары ей неизвестны.

В любом случае, к началу действия закона у российских контролирующих органов еще не будет возможности массового контроля корректности предоставляемых данных, но она появится с началом функционирования национальных реестров бенефициаров европейских компаний в середине 2017 года и усилится с началом автоматического обмена банковской информацией в 2018 году в рамках Common Reporting Standard. В рамках такого обмена информация о банковских счетах пассивных компаний будет сообщаться в страну резидентства конечного бенефициара. 

Это дает основания полагать, что в средне-срочной перспективе Закон может стать эффективным средством выявления бенефициаров и решения, основанные на недоступности такой информации, должны быть пересмотрены.

Уважаемые члены и партнеры АПМ РФ! За дополнительной информацией и консультацией по этому вопросу просьба обращаться к Рустаму Вахитову, представителю АПМ РФ в странах Бенилюкса, управляющему партнеру компании International Tax Associates B.V. (Нидерданды).

Тел:   +31208943767

Факс: +31848323576

E-mail: vakhitov@intertaxlaw.nl