Таухид – это система взглядов, в соответствии с которой человек формирует свое поведение исходя из цели своего создания. Человечество было создано для поклонения Всевышнему, следовательно, в этом мире люди должны вести себя ответственно по отношению к этой цели. Таким образом, любая деятельность, связанная с экономическим развитием или бизнесом должна сопровождаться ответственностью. Любой, кто действует в разрез с исламским учением, должен нести ответственность за свои поступки. Концепция 'адль или справедливости включает в себя философию «не будь несправедливым по отношению к другим и не будь несправедливо обиженным».  То есть эксплуатация и предательство не приемлемы. Нубуввах это концепция, согласно которой человечество должно руководствоваться поведением и поступками пророков. Среди качеств выделяются такие, как сиддик (правдивость), амана (ответственность и надежность), фадана (ловкость, интеллект и мудрость) и таблиг (восприимчивость к мнениям других и способность к общению). Концепция халифа подразумевает, что человек является лидером и хранителем всего, что есть на земле. Посредством этого положения, человек несет ответственность за использование ресурсов таким образом, чтобы приносить пользу не только людям, но и всем другим творениям Всевышнего на земле. Последняя концепция ма'ад, – представление о существовании Судного дня – согласно которой человек должен творить добро, чтобы получить воздаяние и награду в Судный день.

Чапра (1971) обозначил следующие ценности и цели исламской экономики:

(i) Экономическое благосостояние в рамках исламских моральных ценностей.

(ii) Чувство братства и справедливости.

(iii) Честное и справедливое распределения доходов и материальных ценностей.

(iv) Свобода личности в контексте социального благосостояния.

Часть красоты и силы Ислама заключается в его учении о том, как важно пожинать плоды в этом мире и зарабатывать благими делами для будущей жизни. Ислам поощряет мусульман в их стремлении к дарам Всевышнего и повышению уровню жизни (смотрите Коран 17: 66, 28: 77; Q62: 10; и Q67: 15) Помимо этого, в Коране говорится, что все созданное на земле было уготовано для людей. Вот некоторые из аятов:

«Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. Ему известно обо всякой вещи».

(Коран 2: 29, перевод Э. Кулиев).

«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?». Скажи: «В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них». Так Мы разъясняем знамения людям знающим».

(Коран 7: 32, перевод Э. Кулиев).

Мусульмане могут извлечь много пользы из тех щедрот, ко- торые даровал Аллах, при условии, что они повысят свой уровень экономических знаний. К примеру, имея материальный достаток мусульмане могут выплачивать закят (очистительная милостыня), раздавать милостыню, оказывать помощь другим и стремиться к милости Всевышенего. Об этом свидетельствуют следующие аяты:

«Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися».

(Коран 2: 43, перевод Э. Кулиев, смотрите также Коран 2: 110, 117 и 277; К4: 162; К5: 55; К9:103; и К92: 178).

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите пути приближения к Нему и сражайтесь на Его пути, – быть может, вы преуспеете».

(Коран 5: 35, перевод Э. Кулиев, смотрите также Коран 4: 95; Q9: 20-21; Q9: 41; Q22: 78; Q29: 6; Q45:15; и Q29: 69).

«Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро».

(Коран 2: 195 перевод Э. Кулиев, смотрите также Коран2: 267; Q14: 31; Q34: 39; и Q57:10).

Помимо отмеченных стихов Корана есть целый ряд хадисов с подобными призывами. К примеру, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовал мусульманам часть своего времени расходовать на мирские дела, а часть времени посвящать вопросам будущей жизни, и настоятельно призывал свою общину совершать добро и распоряжаться своим благосостоянием так, чтобы получить благословение Всевышнего. В отношении прибыли или выгоды применяются те же принципы. Говоря о теории прибылей, в западной экономике подразумевается теория макси мизации прибыли. В исламской экономики, вопрос прибыли рассматривается не только с точки зрения экономического прироста или денежного дохода, но и как способ укрепления веры.

В Исламе прибыль имеет долгосрочную перспективу, так как будет иметь вес в этом мире и в будущей жизни. Вот некоторые аяты Корана, которые описывают преуспевающих в обоих мирах людей и их качества: Коран 2: 2-5; Q3: 200; Q5: 35, 90 и 100; Q6: 21 и 135; Q7: 8-9; Q8: 45; Q9: 88; Q35: 29; Q41: 35; Q42: 20; Q45:30; и Q64: 16. Преданные и верные Всевышнему Аллаху люди достигнут процветания, кроме того, в Коране изложены качества, которыми должны обладать люди, стремящиеся к благополучию.

Далее Чапра говорит, что цель исламского экономического развития, характеризуется такими понятиями, как чувство братства и социально-экономическая справедливость. Под этим подразумевается, что исламское экономическое развитие не должно учитывать интересы только одной группы мусульман, в то время как другие группы мусульман терпят лишения и страдают. Как говорит Всевышний в Коране в суре «Комнаты»:

«Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный».

(Коран 49: 13, перевод Э. Кулиев).

В различных аятах Корана и хадисах, призывающих мусульман делать добро друг другу, большое значение придается такому качеству, как всеобщее братство. В качестве руководства можно привести следующий хадис. Абдулла бин Умар (дален им Аллах) сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Каждый мусульманин – брат мусульманину, а потому он не должен притеснять его. Всякому, кто поможет в нужде своему брату, Аллах поможет в его собственной нужде. Всякого, кто оградит мусульманина от напасти, Аллах оградит от тягот в День Суда».

(Сахих аль-Бухари).

Анас (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Помоги брату своему – обидчику или обиженному». Какойто человек спросил: «О, Посланник Аллаха, я помогу ему, если он обижен. Скажи, а если он – обидчик, как помогу я ему?». И он сказал: «Удержи его – или не позволь ему совершить зло. Это – и есть твоя помощь».

(Сахих аль-Бухари).

Абу Мусса (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Верующие подобны единому строению, разные части которого укрепляют друг друга» и при этом сцепил свои руки так, что пальцы одной руки прошли между пальцами другой».

(Сахих аль-Бухари).

Нуаман ибн Башир (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Аналогия этой уммы, как одно тело. Если одна часть тела чувствует боль, то тогда все тело страдает от двух вещей: бессонница и лихорадка».

(Сахих аль-Бухари).

Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми."Исламские финансы и банковская система."