Важнейшее место в развитии исламской экономики занимают принципы взаимной жертвы и сотрудничества. Эти принципы тесно связаны с понятием справедливости, которая также является важнейшей концепцией в Исламе и об этом свидетельствуют многие стихи Корана, среди которых:
«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете».
(Коран 5: 8, перевод Э. Кулиев, смотрите также Коран 4: 58; Q6:152; и Q49: 9).
Чапра (1994) считает, что понятие справедливости может делиться на социальную и экономическую справедливости. Социальная справедливость тесно связана с взаимоотношением мусульман друг с другом независимо от расы, цвета кожи или мировоззрения, так как в Исламе единственными критериями отличия являются вера в Бога и благочестие. И в Коране многие аяты побуждают мусульман совершать благое, словами и делом, и быть полезными друг другу (смотрите Коран 2: 95 и 104; Q4: 36 и 48; и 148-9, Q5: 93; Q16:90 и 128; Q17: 23 и 153; Q28: 77; Q29: 46; Q42: 40; и Q60: 8).
Экономическая справедливость подразумевает отсутствие признаков эксплуатации и злоупотребления правами других, ставя выше свои личные интересы.
В суре «Поэты» Всевышний предостерегает:
«Не убавляйте людям того, что им причитается, и не творите на земле зла, распространяя нечестие».
(Коран 26:183, перевод Э. Кулиев).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что производитель, работающий по принципам исламской экономики, обязан знать не только свои права, но и права своих работников, производящих товар, а также права тех, кто этот товар приобретает.
Третья цель в рамках исламской экономики, которую обозначил Чапра, это справедливое и честное распределение доходов. Идея исламской экономики заключается в том, что каждый мусульманин сможет воспользоваться правом пользования дарами, которые Всевышний усыпал нашу землю. Согласно кораническому тексту, все благое на земле было создано для человека и он является владельцем этих богатств (смотрите Коран 2: 30; Q6: 165; и Q35: 39). В связи с этим исламская экономика не должна упустить такие важные вопросы, как распределение благосостояния и ресурсов между менее удачливыми членами общества. Процесс распределения благосостояния в рамках исламской экономики включает в себя помощь нуждающимся, сбор и выплату закята, распределение имущества умершего среди наследников.
Следующие аяты указывают на то, что наличие неравенства в обществе является замыслом Всевышнего.
«Он – Тот, Кто сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он – Прощающий, Милосердный».
(Коран 6: 165, перевод Э. Кулиев).
«Воистину, твой Господь увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает. Он видит и знает Своих рабов».
(Коран 17: 30, перевод Э. Кулиев, смотрите также Коран 17: 21; Q2: 269; Q13: 26; Q16:15; Q9: 21 и 62; Q30: 37; Q34: 36 и 39; Q39: 52; и Q42: 12).
Чапра считает, что свобода личности является конечной целью исламской экономической системы. Свобода является абсолютным правом индивидуума, и согласно учению Ислама, человечество создано исключительно для поклонения Аллаху. Однако свобода не является синонимом произвола, следовательно, у человека есть ряд ограничений, которых он должен придерживаться. Исламские юристы считают, что личностная свобода в Исламе учитывает следующие принципы:
(i) Интересы большинства приоритетнее интересов отдельного человека.
(ii) Несмотря на то, что облегчение бремени мусульман и поиск выгод являются целями Шариата, первый принцип является более предпочтительным.
(iii) Во избежание более значительных потерь, малые – допустимы. Принесение в жертву малой прибыли с целью получения большей – оправдано.
Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми."Исламские финансы и банковская система."