Фактор 1.

Способность России выстроить диверсифицированную экономику знаний, обеспечить высокий уровень технологической составляющей и добавленной стоимости в самом широком спектре отраслей – начиная от сельского хозяйства и добычи природных ресурсов и заканчивая обрабатывающими и машиностроительными отраслями. Возможность достичьэтого результата упирается далеко не только в политическую волю. Важен вектор изменений структуры российского общества. Новые идеи, технологии и добавленная стоимость порождаются в раскрепощенной социальной среде с высоким потенциалом мобильности. 

Изолированное, атомизированное и квазисословное общество вряд ли сможет самостоятельно порождать инновации. А их выполнение только по заказу «сверху» будет закреплять за Россией роль догоняющего. Благоприятная сырьевая конъюнктура может временно смягчать проблему. Но вряд ли создаст устойчивую основу для будущего. Вместе с тем роль сильного государства в поддержке раскрепощенного общества принципиальна. Без гарантии порядка и законности такое общество сорвется в анархию и произвол.

Фактор 2. Политическое устройство страны. Роль государства в развитии России традиционно была высокой. Все ключевые социальные потрясения ХХ в. начинались с кризиса государственности – неспособности политической системы отвечать новым запросам общества, меняющейся хозяйственной парадигме и вызовам внешней среды.

Оно же впоследствии выступало локомотивом подъема и мобилизации сил страны. Очевидно, что копирование зарубежных образцов политической системы неприемлемо для России. Каждая такая система вырастает как ответ на собственные задачи, проблемы и противоречия. Поэтому вряд ли стоит упрощать альтернативы политического развития России противопоставлением демократии и автократии. Тем не менее устойчивость политической системы нашей страны будет определяться способностью государства обеспечивать обратную связь с обществом через систему реального представительства. Обеспечивать власть закона и независимость суда.

Поощрять соревновательность и конкуренцию, особенно на низовом, региональном уровне. Очевидно, что такие условия таят в себя серьезные политические риски. Любой здравомыслящий лидер будет опасаться утраты контроля над ситуацией, потери управляемости над страной. Но и консервация системы, ручное управление, критическая зависимость от института лидерства – тоже таят в себе серьезные риски. Особенно для такой большой и сложной страны, как Россия. Тяжелейшие потрясения 1905, 1917 и 1991 гг. произошли из-за отказа вовремя и постепенно пойти на политические реформы.

По всей видимости, выбор между концентрацией власти ради сохранения стабильности и политическими реформами ради избегания еще более худших последствий будет довлеть над политическими лидерами России в будущем. Каждый раз этот выбор будет крайне сложным. И каждый раз он будет ставить страну перед рисками автократии с одной стороны и анархии с другой. Стремительные изменения облика современного общества с его информатизацией и мобильностью делают данную дилемму еще более сложной. Ее решение потребует мудрости, здравого смысла, доверия и совместной кропотливой работы власти и общества.

Фактор 3.

Территориальное устройство. Россия на протяжении всей своей истории представляла собой многосоставное общество с различными культурными, религиозными и экономическими укладами. За последнее столетие страна дважды переживала тяжелейшие процессы дезинтеграции. Каждый из них был связан с ростом этнического национализма на периферии. Угроза распада страны – одна из ключевых и закономерных фобий как общества, так и политической элиты. Один из ответов на данный вызов состоял в федерализации страны, поиска баланса между самоуправлением регионов и сильной федеральной властью. Современная Россия смогла выстроить достаточно устойчивую систему централизованного федерализма.

Однако ее будущая устойчивость отнюдь не гарантирована. Вызовом для нее является сокращение «ресурсного пирога» из-за изменений ценовой конъюнктуры. В условиях дефицита ресурсов одной из стратегий может стать повышение ответственности регионов за свое развитие. Но это будет означать и рост их политической самостоятельности в составе федерации, что порождает неизбежные риски потери управляемости со стороны центра.

Так же, как и в случае с изменениями политической системы, любые трансформации федерального устройства будут представлять собой тяжелейшие дилеммы для руководства страны и для самих регионов. При том, что многие из них вполне комфортно чувствуют себя именно в централизованной федерации. Независимо от того, в какую сторону будет сделан выбор – большей или меньшей централизации, данный параметр представляется серьезным долгосрочным фактором развития страны.

Фактор 4.

Влияние внешней среды. Все отмеченные потрясения России в ХХ в. происходили в непосредственной связи с внешними факторами. Смуты 1917 и 1991 гг. разворачивались на фоне острой внешнеполитической конкуренции. Внешняя угроза грозила самому существованию российского государства и общества. И если в период Великой Отечественной войны это была прямая угроза со стороны нацизма, то в период холодной войны – подспудная угроза ядерного уничтожения. Причем единственным надежным способом нивелировать ее у обоих противостоящих блоков было наращивание собственных потенциалов и ядерное сдерживание.

Новый мировой порядок после окончания холодной войны так и не сформировался. И вместо гармоничной трансформации нас, скорее всего, ожидает полоса хаотичных изменений. Истончаются страховочные механизмы, которые могли бы уберечь ведущие мировые центры силы от военного противостояния. Проблема в том, что ограниченные конфликты вполне могут развернуться в масштабное столкновение. А при наличии в арсеналах ядерного оружия и новых видов вооружений – это крайне опасный сценарий. Многое будет зависеть прежде всего от подходов к международным отношениям самой России, ее восприятия внешнего мира.

Наша страна неизбежно будет оказываться между двумя крайностями. Первая – объективная потребность в интеграции в глобализующийся мир, заимствование лучших между- народных практик и компетенций. Сама Россия может дать миру многое. Вторая – потребность в безопасности, упреждении возможных вызовов и угроз военного и невоенного плана. А их в современном мире предостаточно. В сходной ситуации оказываются все ключевые игроки. Их способность действовать сообща и избежать конфронтации будет означать многое и для России, и для всего мира.

В конечном итоге подавляющее большинство наших авторов сходится в одном. Взаимозависимость в мире будет расти. Причем взаимозависимость касается угроз, а не только торговли, экономики или информации. А это поставит перед необходимостью решать дилеммы России в самой тесной связке с мировыми проблемами

Международные отношения: рациональный мировой порядок?/Рабочая тетрадь РСМД  

Источник: Ислам тудей 
 

Дополнительную информацию об Ассоциации предпринимателей – мусульман Российской Федерации Вы можете узнать на странице «О нас». Присоединяйтесь прямо сейчас к команде АПМ РФ, перейдите по ссылке http://partners.apmrf.ru и получите полный доступ к уникальному «Пакету преимуществ»!