Представляем вашему вниманию статью научного сотрудника Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Айдара Халирахманова, посвященную рискам связанным с вакуфным имуществом.
Как нам известно, в шариате множество норм призваны регулировать не только сугубо общественные отношения, но и имущественные. На сегодняшний день предпринимаются попытки имплементировать эти нормы в реалии современной правовой жизни. Одним из перспективных, но в то же время и дискуссионных тем в мусульманском имущественном праве является институт вакфа. Вакф (араб. «удержание») — это неотчуждаемое и необлагаемое налогом имущество, изъятое из оборота и завещанное на религиозные и благотворительные нужды, оказание материальной помощи, а также в интересах поддержки ислама. В последнее время вакфы стали часто использоваться Европейскими и Западными странами и вызывают огромный интерес регионов с мусульманским населением как в СНГ, так и в РФ в рамках некоторых субъектов РФ. Однако необходимо учитывать реальные риски, которые проявляются в ходе практики деятельности института вакфов в отдельно взятых государствах. Так же необходимо рассмотреть правовые пробелы, которые могут привести к определенным рискам в деятельности религиозных благотворительных организаций, осуществляющих сделки, связанные с вакуфным имуществом.
Коррупционные риски. К огромному сожалению, любая деятельность не проходит без человеческого фактора. Коррупция и коррупционные явления как фактор человеческой слабости присущи любой деятельности вне зависимости от конфессий. И вакуфное имущество также не стало исключением. Примером может послужить Индия, в котором вакф пользуется огромным успехом и получила широкое распространение в стране. Религиозная организация «Совет Вакфа Индии» создана в 1954 году для надлежащего содержания и использования исламских зданий, учреждений и земель в Индийском государстве, а также для религиозных нужд мусульман-индусов. По мнению обозревателей журнала «India Opines» (Индийское мнение), и по данным Парламентского комитета Индии, Совет Вакфа занимает третье место по величине земельной собственности в стране после крупного государственного предприятия «Indian Railways» (Индийские железные дороги) и оборонного ведомства страны. Что, конечно же, не осталось без подверженности коррупции. Данная организация неоднократно становилась участником коррупционных скандалов, связанных с его высокопоставленными чиновниками из числа попечителей и руководителей. К примеру: главный исполнительный директор филиала Совета Вакфов в штате Махараштре был пойман с поличным сотрудниками Бюро по борьбе с коррупцией при получении взятки в размере 30 000 рупий для разрешения осуществления незаконного строительства в г. Мумбаи на земельном участке, принадлежащей данной организации. Новым владельцем вакуфной земли площадью: 4,532 кв. метров стал крупнейший бизнесмен Индии Мукеш Амбани, который пытался приобрести землю для строительства особняка. Многие правозащитники назвали данную сделку теневой или незаконной. Также известен коррупционный скандал с Советом Вакфа штата Карнатаки, который был представлен в докладе бывшему Министру штата Карнатака, нынешнему министру юстиции Индии Садананда Говде, одним из лидеров Индийской народной партии Анваром Маниппеди. В докладе указывались незаконные действия с вакуфной землей, совершенные руководителями Совета Вакфа штата Карнатаки, а в частности, незаконное присвоение членами совета и иными лицами 10926 гектаров (27000 акров) земли на сумму 39 миллиардов долларов США. Согласно докладу, было присвоено около 50% земельного имущества совета. Нередко подобного рода сделки в Индии осуществляются и между мусульманами-предпринимателями. Для борьбы с данной проблемой в Индии была развернута комиссия, куда вошли некоторые представители духовенства, члены Индийской народной партии, министр юстиции Садананда Говде, Министр по делам парламента Анан Кумар, бывший министр штата Карнатаки нынешний член парламента Индии Бооканакер Юдураппа и др. Комиссии частично удалось вернуть незаконно проданные и присвоенные вакуфные имущества обратно в собственность Совета Вакфа. К примеру, удалось ликвидировать путем судебных тяжб в Верховном суде Индии незаконно построенный сахарный завод в сельском поселении Харохали штата Карнатака, которая была возведена на земле принадлежащей приходу мечети «Эйтгах» и, зарегистрированная на балансе Совета Вакфов штата Карнатака. Не обошел коррупционный скандал и духовенство некоторых стран СНГ.
Одним из известных случаев стало обвинение, выдвинутое в 2012 году руководству ДУМ Киргизии. Сообщалось, что на базе муфтията Киргизской республики были созданы частные религиозные учреждения Центр хаджа и умры, а так же фонд «Вакф». Часть средств поступившие на банковский счет этих организации для религиозных целей после последовательной их ликвидации пропали. По приблизительным оценкам на счету находилось порядка 1 млн. долларов США. Данные примеры порождают новый ряд вопросов, о том нужно ли создавать организации вакфа при централизованных религиозных организациях (в духовных управлениях), или же создавать их в локальном секторе, условно говоря: при приходах различных мечетей? Ко всему прочему необходимо учитывать и национальную правовую систему того или иного государства. Как мы видим на примере Индии, которое является, как и Российская Федерация, многоконфессиональным и светским государством и в котором вакф был учрежден чуть ли не на государственном уровне, подобные отношения могут быть подвержены коррупции. Другой пример с Киргизией показывает риски, по своей сути, и с негосударственной организацией. В данном докладе мы не стали приводить примеры института вакфов в таких государствах как Саудовская Аравия, Катар и прочих, в которых вакф также играет не последнюю роль. Данный подход связан с тем, что эти государства по государственному устройству и форме правления не уместны в сравнении с РФ (в правовом контексте). И те множество механизмов правового устройства, существующие в институте вакфов этих государств зачастую невозможно применить на территории РФ. Хотелось бы добавить, что коррупционные риски в системе вакфов, к огромному удивлению, являются отнюдь не новым явлением. Эта проблема появилась еще в конце 19 –века, в Османской Турции, в которой, по мнению Шлыкова П.В.: «коррупция была имманентно присуще системе вакфов, алчность мютевелли и вакифов в XVIII-XIXвв., использующие сомнительные с правовой точки зрения механизмов учреждения вакфов, «эксплуатации», «замены» и «аренды» вакуфного имущества достигли, по оценкам современников, угрожающих размеров».
Риски террористической или экстремистской деятельности. Еще одной немаловажной проблемой являются риски, связанные с финансированием экстремистских религиозных групп. Как нам известно, вакуфное имущество и средства могут расходоваться не только на содержание религиозных объектов и поддержку образовательной системы, также их можно использовать на религиозно-благотворительные нужды. В данном контексте удачно для некоторых радикальных религиозных групп выступает понятие «хубс», который распространен в маликитской правовой школе, и, являющийся синонимом вакфа. Однако «хубс» отличается от классического вакфа тем, что является пожертвованием на священную войну. Подобного рода риски касаются, прежде всего, организаций вакфов при мечетях. Если имам мечети, придерживающийся радикальных взглядов, захочет собрать средства для поддержки боевиков, то он сможет шариатски законно обосновать эти сборы необходимостью данных мер для ведения джихада. Для примера можно привести недавний скандальный случай в Ираке, в котором Иракский совет суннитских вакфов был замечен в пособничестве терроризму. Финансовые средства, предназначавшиеся для мечети имени Абу-Ханифы, были использованы для финансирования радикальных группировок провинций Анбар и вероятно других группировок в западном регионе Ирака, расследование по данному делу продолжается. Существует еще множество рисков, связанных с вакуфным имуществом, такие как неэксплуатируемые недвижимые объекты. Объекты, переданные в качестве вакфов религиозным учреждениям, но в результате определенных обстоятельств фактически не функционирующие. Чаще всего это случается когда в качестве вакфов передаётся земельный участок с недвижимым имуществом, нуждающийся в капитальном ремонте, на который финансовых средств у религиозной организаций не хватает. Или же риски, связанные с отсутствием документальной базы. В частности, реестра вакуфных имуществ, которая есть не во всех централизованных религиозных организациях. Таким образом, остается множество нерешенных вопросов, без ответа на которых не удастся, достичь положительно-ожидаемых результатов в сфере вакфов.
Подписывайтесь на канал «АПМ РФ» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях Ассоциации и важнейших событиях из жизни бизнесменов мусульман России. Для этого достаточно иметь Telegram на любом вашем девайсе, пройти по ссылке и нажать кнопку «Join». Подписывайтесь https://telegram.me/apmrf.