Халяль, «дозволенное», – это все, что разрешено у мусульман к употреблению и использованию, в том числе в пищу. Халяль существует уже многие века, но сейчас интерес к нему особенно высок. Мировой оборот халяльной индустрии перевалил за 2 трлн долларов, и показатель этот продолжает расти. Об этом говорится в Докладе о глобальной исламской экономике, причем не придерживающихся ислама среди потребителей халяльной продукции больше, чем мусульман. Аналогичные тенденции и огромный интерес к халялю наблюдаются и в России, в том числе в Татарстане. Потенциал халяльной продукции заставил обратить на нее внимание и крупнейшие сетевые магазины страны и республики. По словам заместителя Премьер-министра РТ – министра сельского хозяйства и продовольствия республики Марата Ахметова, рынок халяльной продукции (только продуктов питания) в Татарстане вырос до 100 млрд рублей, или до 1,5 млрд долларов. Каждый год потребление халяля растет на 10-15 процентов. Это значит, что число желающих заработать на нем будет только увеличиваться и перспективы халяльной индустрии весьма впечатляющи. Ранее рынок халяльной продукции был традиционно освоен небольшими компаниями и частными предпринимателями – по сути, он был домашним. Сейчас к нему всерьез обратились крупные ритейлеры.

Председатель комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ, член Ассоциации предпринимателей мусульман РФ Марат Низамов вспоминает: «Когда-то все начиналось с маленьких магазинов при мечетях. Сегодня же существуют целые агрохолдинги и международные компании, которые занимаются халяль-продуктами». На этом фоне растет и количество магазинов, торгующих халяльной продукцией. Более того, появились специализированные супермаркеты, которые торгуют только халяльными продуктами, а также специальные отделы в сетевых магазинах, где предоставлен широкий ассортимент продуктов питания, которые дозволены к употреблению у мусульман. Пенсионерка Асиа Киямова видит сложившуюся ситуацию следующим образом: «Хорошо, что сейчас продукты питания, какие были приняты раньше у татар, можно покупать в Казани и не ехать за ними в деревню или на рынок. Постоянно покупаю халяльные продукты в соседней «Пятерочке». Эти продукты очень удобно расположены на отдельных полках со знакомым зеленым ярлыком. Покупаю мясо, особенно радуют колбасы из кур, говядины и конины». Важнейшими критериями при выборе продуктов питания становятся качество и экологичность продукции, содержание в нем натуральных компонентов и отсутствие искусственных заменителей. При этом многие производители и продавцы оценили, что значок халяль на продукте заведомо привлекает покупателей, для которых это означает – товар безопасен и не содержит никаких добавок.

Преподаватель вуза Эдуард Шигапов замечает: «Честно говоря, я, как и многие мои знакомые, не доверяю различным ТУ. Для меня одним из критерием качества продуктов является маркировка знаком халяль. Я знаю, что это продукция качественная, добротная, свежая. Очень здорово, что халяльную продукцию любят не только мусульмане, но и представители других религий. Говорю это уверенно, потому что знаю многих православных и протестантов, которые доверяют и покупают продукты питания со знаком халяль. Хорошо, что это оценили и быстро сориентировались крупные магазины, среди которых я бы выделил торговую сеть «Пятерочка». Здесь всегда присутствуют не только свежее мясо, но и фрукты, овощи, молочная продукция». Знак «Халяль» зарегистрирован в Росстандарте. Достоверность продукции подтверждается путем соответствующей маркировки, чему предшествует процесс сертификации на предмет соответствия стандарту. Добросовестным производителям и продавцам этот бренд выдается на год, эти компании подлежат строгому контролю со стороны государства. Одним из крупнейших предприятий пищевой промышленности, производящим халяльные продукты, сегодня является «Челны-Бройлер». Завод стал первым в России производителем продукции из мяса птицы, получившим официальное подтверждение о том, что продукты соответствуют всем мусульманским нормам и правилам. В 2015 году комбинат реализовал более 11,8 тыс. т продукции халяль, что составляет 13 процентов от общего объема продаж. Ассортимент халяльной продукции превышает 50 наименований. Это ветчины и колбасы, копченые и запеченные изделия, полуфабрикаты и сырая продукция. Председатель комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ Марат Низамов объяснил, почему продукция с халяльной маркировкой, как правило, дороже продукции без нее. По его мнению, из состава халяльных продуктов исключены многие ненужные ингредиенты. «Мы ратуем за то, чтобы халяльный продукт был натуральным», – подчеркнул он. Вместе с тем в последнее время прослеживается тенденция снижения цен на халяльную продукцию. Речь в первую очередь идет о крупных торговых сетях. «Я сам покупал продукцию по высокой цене в небольшом магазинчике, при этом в крупном универсаме она была дешевле. Как мне объяснили, одна торговая сеть закупает у производителя 20 т продукции в неделю, соответственно, ниже и торговая наценка. А где покупал я – закупка осуществлялась более мелкими партиями и через посредников с наценкой», – замечает Низамов.

Сейчас индустрия халяль активно развивается во многих странах мира, в том числе и в России, включая Татарстан. При этом этот процесс наблюдается вне зависимости от того, составляют мусульмане большую часть населения или нет. Главное богатство Татарстана – это дружба народов, его населяющих. Республика очень интернациональна: православные храмы стоят рядом с мусульманскими мечетями, жители региона совместно празднуют национальные и религиозные праздники, вместе возрождают древний город Болгар и остров-град Свияжск. Заключается большое количество межнациональных браков. Многие семьи различных национальностей и конфессий охотно покупают продукцию халяль, так как воспринимают такую маркировку как знак качества, экологичности и здоровой пищи.

Комитет по стандарту "Халяль" Республики Татарстан