Термин мудараба зачастую используется исламскими банками. Этот принцип также известен как кирад или мудараба. Ученые приводят несколько вариантов перевода данного термина, среди них: доверительное финансирование, деление прибылей среди доверенных лиц, распределение собственного капитала и распределение прибыли.

Иными словами, тот, кто владеет средствами (инвестор) передает их другому доверенному лицу (предпринимателю) для ведения бизнеса. Инвестор в процесс ведения бизнеса не вовлечен, и в конце оговоренного срока предприниматель должен вернуть инвестору основную вложенную сумму и его долю прибыли. Этот принцип мудараба фактически применялся арабами еще до периода Ислама и, по-прежнему, распространен сегодня (Saleh, 1986). Известный исламский правовед Иман Саракси, в своей книге «Аль Мабсут» предлагает свое определение термина «мудараба» и его происхождение. По его словам, мудараба происходит от слова «дарб», что означает «труд на земле». Преобразование этого корня в «мудараба» произошло, согласно Иману Саракси, из-за того, что мудариб (пользователь чужого капитала) имеет право на долю в прибыль в силу своей тяжелой работы и усилий. Кроме того, мудариб имеет право использовать доверенный ему капитал для достижения его собственных целей. Люди Медины называли такой договор «мукарада». «Мукарада» происходит от слова «кард» и означает «передавать». В этом случае, владелец капитала передает или предоставляет право на свои средства «амилю», т.е. пользователю. (Uzair, 1980, стр. 45).

Ибн Рушад, в своей книге «Бидаят аль-Муджтахид Уа Нихаят аль-Муктасид» («Время имеет долю в цене») пишет: «Нет никаких разногласий во мнениях среди мусульман относительно справедливости использования принципа «кирад». Этот принцип практиковался еще до принятия арабами Ислама, а Ислам не запретил его. Есть единогласное согласие ученых в том, что владелец капитала передает средства другой стороне для последующего использования в бизнесе. Пользователь получает, согласно определенным условиям, ту часть прибыли, которая согласована обеим сторонами – треть, четверть или даже половину».

 (Uzair, 1980, стр. 45-46).

 На основании вышеописанного, принцип мудараба может быть определен как соглашение между как минимум двумя сторонами, то есть «раб аль малом»/инвестором и «мударибом»/ предпринимателем или менеджером.

По условиям соглашения, инвестор обязуется финансировать предприятие или доверить свои деньги предпринимателю, который будет вести торговлю в согласованном порядке и затем должен будет вернуть инвестору основную сумму вложений и заранее согласованную долю прибыли. Доли прибылей определяются  договором, и нет никакой гарантии для инвестора в том, что его вложения будут успешными. В случае убытка, в результате форсмажорных обстоятельств и не зависящих от мудариба, инвестор принимает на себя весь «удар». Мудариб, в свою очередь, теряет лишь свое время и труд.

Среди ученых правовых школ или мазхабов нет единого мнения в использовании данного принципа в деловых операциях. Так ученые маликитского и шафиитского мазхабов считают, что мудараба ограничивается торговыми операциями и иными, связанными с торговой деятельностью. Мудараба не распространяется на производство, потому что такое соглашение будет трактоваться как договор с изготовителем на производство и будет именоваться – «истисна».

Истисна, с точки зрения Шариата, это договор, в котором покупатель просит производителя изготовить или сконструировать оговоренное контрактом изделие, с использованием собственного сырья производителя по согласованной цене. Концепция «истисна» во многом схожа с «бай салам», при котором есть элемент отсрочки поставки товара. Однако, по договору «бай салам» предоставляется авансовое финансирование, тогда как по соглашению «истисна» оплата производится позднее, на дату поставки или изготовления товара.

Ханафитская правовая школа не возражают против применения принципа мудараба в производственной деятельности. Ханбалитский мазхаб, со своей стороны, считает, что инвестор и предприниматель, могут заключать два раздельных соглашения, то есть соглашение на производство товара с использованием принципа «истисна», и другое соглашение, с принципом «мудараба» до тех пор, пока эти два соглашения не противоречат друг другу (Saleh, 1986).

Принцип мудараба может применяться в исламской банковской системе в двух различных ситуациях: между банком и поставщиком средств, а также между банком и теми, кто использует средства.

 В первом случае, банк выступает в качестве мудариба, а вкладчики как «раб аль мал».  В другом – банк это «раб аль мал», а предприниматель – мудариб. Принцип мудараба еще называют  «благородным принципом исламской банковской системы», так как он сочетает в себе человеческий труд и денежные средства, именно в том контексте, который одобрен Шариатом. И хотя инвестор, который вкладывает свои средства, не прилагает иных усилий для получения возврата на свои инвестиции, он готов нести риски и убытки при неблагоприятном исходе дела.

Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми."Исламские финансы и банковская система."