Начало экономических реформ в духе ислама в Малайзии относится к 1981 г., когда премьером страны стал Мохатхир Мухаммад. Одной из первых мер, предпринятых кабинетом Мохатхира, было учреждение Исламского Консультативного Совета в рамках провозглашенной политики «Внедрения исламских ценностей». Основной функцией нового образования стал контроль за соответствием проводимых реформ «исламским ценностям».
Очень скоро страна заслужила репутацию «прогрессивной исламской нации», которая сохранилась и по сей день. Малайзия наряду с Бахрейном является страной, где получила распространение дуалистическая модель исламских финансов. В 1983 г. был учрежден «Бэнк Ислам Мэлэйжиа Берхад» – первый исламский банк в стране. В следующем 1984 г. преобразованный Фонд исламского экономического развития Малайзии активно подключился к проектам по ликвидации бедности, образовательным проектам. В 1985 г. начала работу первая в Малайзии исламская страховая компания – «Шарикат Такафул Мэлэйжиа Берхад». На 1990-е годы приходится рост числа исламских финансовых институтов. Многие коммерческие банки открывают исламские окна, создается рынок исламских облигаций.
Важно также отметить, что параллельно с созданием соответствующих структур уделялось внимание подготовке квалифицированных специалистов по исламской экономике. Главной кузницей кадров для исламских финансовых институтов стал созданный в 1983 г. Международный Исламский Университет Малайзии.
Малайзия оказалась первой страной, где были разработаны специальные законы, регулирующие статус исламских банков и страховых компаний: в 1983 г. был принят Закон об исламском банковском деле, а в 1984 г. – Закон о такафуле. При этом деятельность традиционных банков и страховых компаний продолжала регулироваться общим законодательством о банковском деле и страховании. При этом подчеркивалось, что проводимая руководством новая экономическая политика осуществляется в интересах всех граждан, а не только мусульман, составляющих около 60 % населения страны.
Однако некоторые специалисты утверждают, что у руководства Малайзии не было четкого плана соответствующих исламу экономических преобразований. Имелось лишь представление о механизме функционирования отдельных исламских финансовых институтов и финансовых инструментов. Впрочем, реформаторы и не задавались целью полностью исламизировать экономику, а для создания альтернативной модели оказалось достаточно отдельных институтов, подготовки правовой базы и поддержки со стороны государства.
Большую роль сыграли мусульманские правоведы. Их модернистская позиция в отношении целого ряда актуальных экономических вопросов позволила широко применить исламские принципы в экономике. В то же время, в других странах более консервативные богословы и правоведы далеко не всегда признают практику исламских финансовых институтов в Малайзии полностью соответствующей шариату.
Из книги "Основы исламской экономики: теория и практика хозяйствования" Казань ТГГПУ 2009 г.
Подписывайтесь на канал «АПМ РФ» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях Ассоциации и важнейших событиях из жизни бизнесменов мусульман России. Для этого достаточно иметь Telegram на любом вашем девайсе, пройти по ссылке и нажать кнопку «Join». Подписывайтесь https://telegram.me/apmrf