Из книги: "Исламские финансы и банковская система: философия, принципы и практика". Казань Линова-медиа 2012 г.

Ислам зародился в Мекке, когда на горе Хира в 610 году впервые Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) было послано божественное откровение. До возникновения Ислама Мекка считалась торговым городом и продолжала им оставаться и после распространения религии. В числе банковских операций на тот период были хранение денежных средств и ценностей.

Ввиду отсутствия государственных депозитных институтов, хранение денег третьих лиц и ценного имущества поручалось доверенным лицам. К примеру, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сам был одним из тех, кому люди оказывали доверие, и оставался хранителем имущества вплоть до своей миграции в Медину. Перед своим уходом он поручил Али (да будет доволен им Аллах) вернуть все вверенное ему имущество законным владельцам.

И до, и после распространения Ислама в Мекке вклады всегда отдавались на хранение. Лица, которым доверили на хранение денежные средства или имущество были обязаны вернуть полученное. Однако во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), один из его сподвижников, Аззубаир ибн Аль-Аввам предпочитал принимать вклады по принципу кард, нежели по принципу вадиа или доверие, и отклонял деньги вкладчиков, если они давались ему на сбережение. Его считали первым человеком, внедрившим исламский принцип кард или заем в исламскую банковскую систему Аззубаир объяснил это следующим образом, если люди приходят к его отцу и просят взять их деньги на хранение, то отец может утверждать, что деньги были ему одолжены, так как он боялся, что деньги, полученные в качестве депозита, могут быть потеряны. Аззубаир действовал очень мудро, и достигал двух целей. Во-первых, он получал право распоряжаться деньгами, полученными по принципу кард так, как считал целесообразным. Во-вторых, такое действие дает гарантию владельцам, так как заемщик обязан вернуть заимодавцу его средства. В случае, когда заем передается по принципу вадиа, на принимающую сторону не возложено обязательство по возврату имущества, если оно было утрачено по веской причине, за исключением халатности заемщика.

Эта история отображает, как изменялась концепция депозита, изначально содержавшая принцип доверия. Также депозит был инструментом, предназначавшимся ранее для государственного пользования, а не для конкретного человека или группы лиц. Мекканское общество на тот период либо вверяло деньги третьим лицам для использования их в бизнесе по принципу кирад или мудараба, когда прибыль делилась между участниками сделки, либо ссужали деньги с целью получения процентов или риба.

Практика получения риба была широко распространена до возникновения Ислама, как среди арабов, так и между арабами и евреями, жившими в то время на Аравийском полуострове. С возникновением Ислама, практика риба больше не была дозволена. Однако запрет на такие сделки не создал помех для развития торговли и повседневной жизни в целом. Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) очень часто приходилось разрешать случаи, связанные с денежными вопросами. Это иллюстрирует один из хадисов, переданный Абу аль Минхалем: Я спросил аль-Бара бин Азиба и Зайд бин Аркама об обмене, они ответили: При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы были купцами, и (однажды) мы спросили посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, об обмене, (на что) он сказал: Если (деньги передаются) из рук в руки, то в этом нет ничего дурного, откладывать же (расчет) не годится. Речь идет о получении денег при обмене только одной стороной, тогда как другая отдает причитающееся позднее (Хан, 1989, стр. 157).

Кроме концепции обмена денег, запрета процентов и займа по принципу кард, в период раннего Ислама также имела место деятельность, связанная с денежным переводам и векселем. Например, ибн Аббас (ум. 686-8 г.) получил варик (дирхамы, отчеканенные из серебра) и отправил расписку в Куфу. Подобным образом Абдулла ибн Аззубаир получил деньги Мекке и написал брату в Ирак, чтобы он погасил заем, когда вкладчики прибудут туда.

 

Подписывайтесь на канал «АПМ РФ» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях Ассоциации и важнейших событиях из жизни бизнесменов мусульман России. Для этого достаточно иметь Telegram на любом вашем девайсе, пройти по ссылке и нажать кнопку «Join». Подписывайтесь https://telegram.me/apmrf​