marsel_sabirov_apmrf

Приводим Вашему вниманию статью вице-президента Ассоциации предпринимателей – мусульман России, исполнительного директора Марселя Сабирова, в которой он делится своими размышлениями о таких исламских понятиях как «ризык» и «таваккуль».

 

Классическая западноевропейская школа экономической мысли утверждает, что получение прибыли является главной целью и движущим мотивом всех видов предпринимательства.

Подтверждая мое утверждение, можно привести известные слова английского публициста XIX века Томаса Джозефа Даннинга, который сказал: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 %, и капитал согласен на всякое применение, при 20 % он становится оживлённым, при 50 % положительно готов сломать себе голову, при 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».

Действительно, получение огромной чистой прибыли зачастую толкает людей на преступление в экономической сфере. Так, например, в Китае с 2000 года расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников и еще 120 тысяч человек получили по 10-20 лет заключения.

Мы, мусульманские предприниматели, в своей ежедневной жизнедеятельности должны придерживаться других позиций.

Единственным, Кто дает пропитание и средства к существованию (ризык) является Всевышний Аллах. Слово «ризык» в шариате обозначает даваемая вещь, приносящая пользу. В исламской терминологии означает все, что дал Всевышний Господь Своим одушевленным созданиям: еда, питье и все, что приносит им пользу (автомобиль, квартира и тд).

Мнение ученых ахл сунна (ашариты и матуридиты) сводятся к четырем утверждениям:

1. Единственный, Кто дает пропитание – это Аллах. Ведь в Благородном Коране в суре «Худ», аят 6 сказано: «Нет на земле ни одного существа, которому Аллах не дал бы ризык». Обеспечение ризыком – это атрибут Божественного деяния, которое совершается атрибутом создания (таквин).

2. Запрещенная вещь, приобретенная человеком, является для него ризыком. Создание «скверного» само не является «скверным», а его приобретение является «скверным». Человек заслуживает наказания за то, что он приобрел свой ризык недозволенным путем, то есть использовал свою частную волю неправильным путем и приобрел (кясб) этим то, что не одобряется Шариатом (см. подробнее Тафтазани «шархуль-акаид, 226-227»).

3. Запрещенная вещь является ризыком, но Всевышний Аллах не доволен тем, что человек приобретает недозволенное (либо недозволенным путем). В Благородном Коране в суре «ан-Нахль», аят 114 сказано: «Пользуйтесь же всем дозволенным, прекрасным из того, что Аллах дал вам в ризык».

4. Каждый потребляет только свой ризык.

Подведем итог всего того, что было сказано выше.

Во-первых, предписанный ризык (пропитание, питье, богатство) будет вашим в любом случае. Здесь считаю уместным привести смысл одного хадиса, где сказано, что если все люди и джинны соберутся, чтобы помочь кому-либо, они помогут ему лишь тем, что Аллах уже предписал для него. Иными словами, предписанный ризык настигнет человека, будет он этому способствовать или нет. Проблема современный мусульманских бизнесменов, в том, что они всецело не полагаются (таваккуль) на Всевышнего и не понимают простого, что не наши действия дают нам богатство или нищету, а Аллах!

Таваккуль — это состояние сердца, и поэтому ему не противоречит использование материальных инструментов, поскольку таваккуль заключается в сердце, а материальные средства используются телом, то есть полагаться на Аллаха не означает отказ от действия. Разве мусульманин имеет право не действовать, когда Аллах во многих аятах повелевает ему поступки и к этому же в многочисленных хадисах призывает и Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи вассалям)?

Во-вторых, границы дозволенного в Исламе  широки и огромны. Всевышний Аллах своей мудростью запретил нам всего лишь малое количество вещей, значит, нам в этом нет ни пользы, ни блага. Дозволенного Аллахом хватит для счастья, нет необходимости заходить в запретное (харам), ведь предписанный ризык, в любом случае будет вашим. Если  человек всецело осознает это, то он в своей предпринимательской деятельности не будет лгать, обманывать, предавать  ради этого бренного мира.

Марсель Сабиров

 

Дополнительную информацию об Ассоциации предпринимателей – мусульман Российской Федерации Вы можете узнать на странице «О нас». Присоединяйтесь прямо сейчас к команде АПМ РФ, перейдите по ссылке http://partners.apmrf.ru и получите полный доступ к уникальному «Пакету преимуществ»!