Экономика – это отрасль знаний о том, как люди используют имеющиеся ресурсы с целью создания продуктов и услуг для их последующего потребления. Исламская умма – это мусульманская община, в которой люди работают, чтобы добыть "ризык" пропитание, посредством использования ресурсов, которые Всевышний сделал пригодными. Это обстоятельство позволяет считать, что должны существовать знания, связанные с экономикой в Исламе.

В Коране есть много аятов, посвященных экономике. Кроме того, существуют хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), освещающие основные принципы, мнения и поучения в отношении экономических аспектов. В действительности, Всевышний Аллах в Коране упоминает экономические принципы, которые имели место в период ранних пророков. Например, следующие два стиха описывают экономические аспекты времен Авраама и Шуайба:

«Мы сделали их вождями, которые по Нашему велениюуказывали на прямой путь. Мы внушили им вершить добрые дела, совершать намаз и выплачивать закят, и они поклонялись Нам».
(Коран 21: 73, перевод Э. Кулиев).

«Наполняйте меру полностью и не будьте одними из тех, кто наносит урон. Взвешивайте на точных весах. Не убавляйте людям того, что им причитается, и не творите на земле зла, распространяя нечестие».
(Коран 26: 181-183, перевод Э. Кулиев).

Помимо вышеупомянутых аятов в Коране много других стихов, имеющих отношение к экономике. Помимо этого, Пророк
Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) часто анализировал вопросы экономики и бизнеса.

На основании этих толкований совершенно очевидно, что религия Ислам регулирует отношения не только между человеком и Творцом, но также освещает, каким образом люди должны расходовать существующие ресурсы, которые были созданы с определенной целью и замыслом. Следующие аяты разъясняют это:

«Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затемтобратился к небу и сделал его семью небесами. Ему извест-
но обо всякой вещи».
(Коран 2: 29, перевод Э. Кулиев).

«Он – Тот, Кто подчинил море, чтобы вы вкушали из него свежее мясо и добывали в нем украшения, которые вы носите. Ты видишь корабли, которые бороздят его для того, чтобы вы могли снискать Его милость, – быть может, вы будете благодарны».
(Коран 16: 14; перевод Э. Кулиев.
смотрите также Коран 30: 46; 35: 12 и 45: 12).

«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?». Скажи: «В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них». Так Мы разъясняем знамения людям знающим».
(Коран7: 32, перевод Э. Кулиев).

Очевидно, что Ислам не является религией, которая придает значение исключительно жизни после смерти, но заботится и о мирских делах. Тем не менее, исламское экономическое учение не излагалось и не передавалось из поколения в поколение. Еще большим разочарованием служит тот факт, что основное содержание экономики, которое якобы было разработано западными интеллектуалами, в действительности заимствовано из работ великих исламских экономических мыслителей. Исламские ученых, проводившие различные исследования обнаружили, что наблюдается множество сходств во мнениях западных интеллектуалов и исламских мыслителей, но последние жили в гораздо более ранний период. Ниже приведены некоторые схожести (Карим, 2002):

(i) Теория оптимумов Парето возникла из работ имама Али (да будет доволен им Аллах) под названием «Нахджул-Балага».
(ii) Мафриан Сиро-яковитской церкви Бар-Эбрей (также известный как Абу аль-Фарадж) скопировал несколько глав из книги «Ихйа улум ад-Дин» (Воскрешение наук о Вере), написанной имамом Газали.
(iii) Священник Раймонд Мартини из испанской церкви Ордо Доминикан переписал многие главы из книг «Тахафут аль-фаласифа» (Самоопровержение философов), «Макасид аль-фаласифа» (Намерения философов), «Аль-мункиз мин ад-далал» (Избавляющий от заблуждения), «Мишкат аль-анвар» (Ниша света) и «Ихйа улум ад-Дин» (Воскрешение наук о Вере) – труды имама Газали.
(iv) Святого Фому Аквинского можно назвать плагиатором, которой позаимствовал многие главы из сочинений аль-Фараби.
(v) Труд Адама Смита «Богатство народов» (1776) имеет много общего с произведениями Абу Убайда аль-Касим ибн Саллама (умер в 838 году нашей эры) «Китаб ал-амвал» или «Богатство».

Наряду с работами ранних исламских экономических мыслителей, которые подверглись копированию со стороны западных интеллектуалов, существует много других работ по экономике, представленные исламскими мыслителями и учеными. Вот некоторые работы ранних исламских мыслителей по экономике (Карим, 2002):

(i) «Рисала аль-Шахабах», Абдулла бин аль-Мукаффа (109-145 год по Хиджре/ 727-762 по грегорианскому исчислению), работа по вопросам политики и государственного финансового управления.
(ii) «Китаб аль-харадж» (Книга о Харадже), Абу Юсуф (113-182 г.Х. / 731-789 г.Г.), труды по финансовому менеджменту.
(iii) «Аль–Харадж», Йахья ибн Адам аль–Курайшийя (140-203 г.Х/(757-818 г.Г.), сборник хадисов.
(iv) «Китаб ал-амвал», Абу Убайда аль-Касим ибн Саллама (140-157 г.Х. / 774-838 г.Г.), о политике и государственных финансов.
(v) «Китаб аль-амваль» Абу Хамид бин Занджави (180-251 г.Х./796-865 г.Г.).

Небрежное отношение к работам исламских мыслителей по экономике было распространено в средние века Ислама и продолжалось вплоть до времени заката исламской цивилизации. В результате об исламской экономике не так много было написано, что, в конечном итоге, создало вакуум в этой области, а распространение знаний стало очень ограниченным. Современный исламский ученый Каф (1989) высказал мнение, что к изучению теории экономики таких исламских мыслителей прошлого, как Абу Юсуф, Йахья ибн Адам, аль-Газали Ибн Рушд, аль-Изз бин Абд ас-Салям, аль-Фараби, Ибн Таймия, и Ибн Халдун, было приложено недостаточное количество усилий. Мнения и идеи, высказанные этой группой ученых, побудили бы других мусульманских экономистов исследовать и развивать область исламских экономических знаний. Таким образом, у мусульманских экономистов есть возможность пересмотреть применение уже разработанную теорию исламской экономики, и расширить ее границы во благо современного человека.

Кхан (1989) полагает, что в настоящее время существуют три группы мусульманской интеллигенции, которые способствовали возрождению изучения этого знания. Первая группа это улемы (уважаемые люди, имеющие глубокие знания в Исламе), они возобновили рассмотрение концепции исламской экономики. Эта группа одна из первых начинает продвигать учение и считает, что вероучение Ислама в отношении экономики всеобъемлющее и способно решить экономические проблемы, с которыми сталкивается человек. Используя методы прошлых лет, улемы проводят исследования, основываясь на достоверных источниках. Следующая группа это современные ученые, которые базируясь на аутентичных источниках, выполняют толкование и вносят, соответствующие текущей ситуации, поправки в традиционное мнение улемов. Убеждения этой современной группы, однако, не всегда получали общественную поддержку. И третья группа, выводящая заключения по вопросам исламской экономики состоит из экономистов, получивших образование на Западе. Экономисты этой группы обладают экономическими знаниями и выполняют анализ, руководствуясь мнением улемов. Эта группа внесла большой вклад в развитие исламских экономических знаний.

На сегодняшний день, несмотря на наличие уже достаточного количества работ и исследований по исламской экономике, все еще существуют пробелы, которые должны быть заполнены и все еще много экономических проблем, которые с позиции Ислама до сих пор не решены.

Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. "Исламские финансы и банковская система."

Подписывайтесь на канал «АПМ РФ» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях Ассоциации и важнейших событиях из жизни бизнесменов мусульман России. Для этого достаточно иметь Telegram на любом вашем девайсе, пройти по ссылке и нажать кнопку «Join». Подписывайтесь https://telegram.me/apmrf​.