Представляем вашему вниманию аналитическую статью члена АПМ РФ, первого вице-президента Российского центра Парламентаризма — Николая Артамонова посвященную исследованию межгосударственного объединения "БРИКС".

2008 году Президент Венесуэлы Уго Рафаэль Чавес Фриас заявил: «Доктрина Монро должна быть сломана. Мы застряли с ней почти на 200 лет. Джефферсон (третий президент США в 1801-1809 годы) говорил, что Америка должна одну за другой поглотить республики юга. Страна, в которой вы родились, была основана на империалистском подходе». И не один Чавес не доволен внешней политикой "однополярного мира" Соединенных Штатов Америки. Ни один Чавес задумался о том, что необходимо создавать международные коалиции против внешней политики Запада. А это большой и очень сложный вопрос: кто, с кем, для чего и на каких условиях должен объединиться; что получат страны участники от такого союза; и каковы будут последствия. Одним из таких объединений стал БРИКС. Но вот кто, с кем, для чего и на каких условиях?

В своей статье «БРИКС: общность подходов и конкретика дел» российский шерпа в БРИКС С. А. Рябков высказал очень интересную позицию. И начал он со следующих слов: «В мире сейчас, пожалуй, нет более динамичной, более стремительно укрепляющей свои позиции международной структуры, чем межгосударственное объединение БРИКС…Формат БРИКС идет «от жизни», он появился на свет благодаря объективным процессам перераспределения сил и влияния в мире. БРИКС – это воплощение растущей консолидации позиций так называемых «новых центров развития». Собственно, а почему бы и нет? Действительно, «полярность» мира меняется, на фоне экономических и политических кризисов могут возникать «новые центры силы». И подобные интеграции имеют место быть.

Но присутствует и критика подобного объединения. Большая часть критики основана на том, что страны БРИКС имеют большие различия в своих цивилизационных укладах и целях развития. Есть и другие «критиканы», которые говорят о необходимости национализации экономики России, и этому есть здравое объяснение. Как пишет Е.Б. Рогатных, в первой половине ХХ века мировой ВВП вырос приблизительно вдвое, однако и увеличилась «замкнутость» национальных экономик. Об этом же пишет и Ю. В. Шишков: «Национальные экономики стали менее открытыми и гораздо менее взаимосвязанными друг с другом. Экспортная квота стран Запада упала с 1913 по 1938 год более чем вдвое — с 12,9 до 6,2%. К началу Второй мировой войны мировое хозяйство по уровню интернационализации было отброшено назад примерно к середине ХIХ века». И это абсолютно закономерно, ведь в период первой мировой войны, надвигающейся второй мировой войны, в условиях всеобщей напряженности каждый гражданин и патриот своей страны будет беспокоиться как о своем будущем, так и будущем своей страны, в которой он живет. А беспокойство это, как правило, может выражаться в попытке обеспечить стабильность, самодостаточность и самостоятельность экономики как на макро, так и на микроуровнях.

Лично мне кажется, что критика такого объединения имеет место быть, если это объединение снижает уровень самостоятельности и самодостаточности экономики Российской Федерации. Так, в качестве одного из принципов национальной безопасности было закреплено проведение активной государственная политики, «ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики; стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения».

Однако С.А. Рябков в своей статье заявляет следующее: «Критики нашего объединения любят рассуждать о том, что входящие в БРИКС страны слишком сильно отличаются друг от друга в экономическом, историческом, культурно-цивилизационном отношениях, чтобы можно было вести речь о глубоком и устойчивом партнерстве. Такие построения продиктованы отнюдь не «правдоискательством» и тем более не заботой о будущем БРИКС. В них проглядывает очевидный политический заказ и геополитический интерес — помешать дальнейшему поступательному ходу развития нашего объединения». И вот эта цитата, лично меня, заставила задуматься: а, собственно почему нельзя критиковать БРИКС? Не то, чтобы я был против партнерства, более того я целиком и полностью поддерживаю идею партнерства. Но партнерства на паритетных началах, и обязательно взаимовыгодного. Именно эту мысль я и хочу заложить в основу данной статьи как предмет исследования: «оценка эффективности объединения БРИКС». А предметом исследования – торгово-экономические, социальные, культурные и дипломатические связи пятерки государств.

Изучая материалы по БРИКС, я столкнулся с большим количеством публикаций на эту тему, где заголовки и основные тезисы пестрят такими понятиями, как: «общность дел», «новый формат развития международного экономического сотрудничества», «иной средний класс», «инновационный разворот», «экономическая интеграция», и прочее. Сразу хочется заострить внимание на повсеместно используемом термине «средний класс», причем, что этот термин достаточно часто употребляется именно в экономических исследованиях, хотя по своей природе не имеет никакого отношения к экономике.

Сразу приведу пример из античной литературы, где в 420 веке до н.э. Еврипид в своей трагедии «Умоляющие» пишет: «В государстве три класса есть: во-первых, богачи, для города от них нет пользы, им бы лишь для себя побольше. Но опасны и бедняки и чернь, когда своё с угрозою подъемлют на имущих отравленное жало, подговорам послушная витий. Лишь средний класс для города опора; он законам покорствует и власти»6. Именно с этой цитаты начинается определение «среднего класса» в «свободной Википедии». Но смею напомнить, что Афины пали, вместе со всей своей цивилизацией и «средним классом».

Самое главное в этом термине – это его неопределенность и фантомность. До сих пор ученые так и не смогли дать четкого определения, что же значит этот «средний класс» и кто в него входит. Так, например, в своем докладе об экономике России Всемирный банк дал такое определение: «Средний класс мирового уровня определятся, как группа населения способная покупать импортные товары высокого качества, импортные машины, осуществлять международные путешествия, а также имеет доступ и возможности пользоваться услугами международного уровня, включаю высшее образование… В соответствии с данным определением почти 8% мирового населения может классифицироваться как мировой средний класс». Весьма размыто. Почему средний класс ограничен цифрой в 8%? Исходя из этой логики, надо бить в набат по проблемам «богатых и бедных», которых 92%. Что такое международный уровень услуг? Почему автомобиль необходимо покупать непременно импортный? Почему товары высокого качества обязательно должны быть импортными?

На самом деле все это легче объясняется тем, что введение в оборот суррогатного термина есть ни что иное, как очередные техники «Окна возможностей» Джосефа Овертона, с целью запутать и сбит с толку. Ровно как преступник меняет свои обличия и паспорта, чтобы скрыть свою личность, так некие «ученые» вводят в проблемный круг термины, задачи и пути их решения которых не существует в природе, чтобы отвлечь внимание общественности от сути реально происходящих событий. И список этих понятий бесконечно длинен: динамика роста ВВП, котировки цен на биржах, курсы национальных валют и многое другое.

Еще один интересный момент был обнаружен все в той же статье С. А. Рябкова о том, что «страны БРИКС солидарно высказываются за реформу международной валютно-финансовой системы», и в следующем же абзаце пишется: «Достигнутые в 2014 году решения о создании Нового банка развития БРИКС и Пула валютных резервов с совокупным капиталом 200 млрд. долл. США». Что же это за реформа МВФ такая? Почему нельзя сразу сформировать пул валютных резервов за счет национальных валют, ведь в противном случае это выглядит как очередная попытка «имитации действий», но не самих действий. Где здесь «уход» от долларовой зависимости?

Не просто так была затронута теория Дж. Овертона, не просто так была затронута тема подмены понятий и введения в проблемной поле фантомов. Но есть и еще одна техника, которая используется сегодня повсеместно. Как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы спрятать какую-либо информацию? Ответ будет очевидным – спрятать ее можно в большем объеме информации. И со слов С.А. Рябкова в период председательства России в БРИКС запланировано более 100 мероприятия в 16 городах. Это же сколько будет сказано и запланировано на этих мероприятиях? По всей видимости много, но меня интересует именно «сухой остаток»: сказано – сделано.

В то же время не стоит забывать о значимости Евразийской интеграции, где БРИКС является одним из звеньев глобального политического процесса. И этот процесс начался в связи с усилением мирового диктата Соединенных Штатов Америки, сопряженного со значительным ослаблением их национальной экономики и национальной валюты на мировом рынке. С наступлением кризиса 2008-го года американская политика перестала носить рациональный характер, утратив свое коренное значение и связь между реальным сектором экономики и социальной сферой. Уже все мировое экспертное сообщество говорит о том, что «точки невозврата» Америкой пройдены, и остается лишь два пути решения: либо глобальное политическое и экономическое перестроение, либо развязывание очередной мировой войны.

Говоря о фантомной терминологии, важно обратить внимание на то, что эта терминология является «продуктом» американской политики, как основным инструментом для удержания своей гегемонии. Однако, как показывает практика, данный инструмент может работать лишь как временная мера с коротким жизненным периодом. Этот вывод находит свое подтверждение в начавшихся массовых акциях выражения недоверия федеральной власти Соединенных Штатов Америки в штатах Техас, Луизиана, Северная Каролина, Алабама, Джорджия, Теннесси и Флорида.

Множество социальных опросов, проведенных как американскими, так международными агентствами показывают, что большая часть граждан США не довольны внутренней и внешней политикой федеральной власти. И в первую очередь это недовольство выражается в том, что Америка слишком много тратит средств на проведение военных акций в мире, но слишком мало тратит средств на обеспечение здравоохранения, образования, промышленности и инфраструктуры. Все это осложняется еще и политическими решениями о применении санкций, которые напрямую наносят урон национальной экономике и бизнесу.

Именно эти события и стали поводом для начала процесса Евразийской интеграции, как нового способа мироустройства с многополярным укладом. В связи с этим рассматривать объединение БРИКС целесообразно с учетом глобальных мировых изменений, где основным интересом Российской Федерации должно стать определение новых направлений развития и укрепления национальной экономики путем внутреннего преобразования с учетом изменяющихся внешних условий.

Говоря об определении новых направлений развития экономики России нельзя забывать о неких константах: климат, площадь территорий, демография, сырьевая база и пр. Как бы не изменялась внешняя обстановка, какие бы направления развития не были бы выбраны на большинство из этих показателей повлиять невозможно, но их обязательно необходимо учитывать.

Климат России на большей ее части суровый, который выражается в больших температурных колебаниях и частыми переходами через отметку 0 градусов Цельсия. Именно эта отметка (температура замерзания воды) является существенным фактором быстрого износа дорожных покрытий, а также зданий и сооружений. Все это приводит к дополнительным расходам на содержание инфраструктуры, а как следствие к увеличению цены продукции, производимой на территории России.

Территория России охватывает сразу несколько климатических поясов: от арктического до субтропического, где самым холодным местом считается поселок городского типа Диксон, Таймырского Долгано-Ненецкого района, Красноярского края, а самым теплым местом считается город Махачкала Республики Дагестан. Но большая часть территории Росси находится в «умеренном» климатическом поясе. И вне зависимости от климатического пояса в России присутствует необходимость строительства с применением большого количества строительных и утеплительных материалов, а также отопления помещений в зимний период. Этот фактор также сказывается на стоимости производства и стоимости конечной продукции.

Нельзя забыть и о том, что Россия – эта первая страна в мире по площади ее территорий. И этот фактор также влияет на стоимость производства и стоимость конечного продукта за счет стоимости перевозок, необходимости значительных вложений в строительства транспортной инфраструктуры и пр. факторов.

Если агрегировать факторы территории и климата, то получается, что ввиду большой площади территории мы затрачиваем значительный ресурсы на строительство и развитие инфраструктуры, а потом затрачиваем значительные ресурсы на ее содержание. Таким образом получается, что стоимость производства на территории Российской Федерации всегда была будет дороже, чем в странах южных континентов компактного размещения.

Подробно говорить о факторах сырьевой базы и демографии я буду позже, но сейчас я хочу обозначить основную позицию в данном вопросе. Учитывая фактор стоимости производства, на который в первую очередь влияют климат и площадь территории, России не только не выгодно, но и опасно продавать на внешние рынки добытое сырье и продукцию первого передела.

Экономическая мощь государства была и будет определяться своей самодостаточностью и независимостью. Именно самодостаточность и независимость национальной экономики обеспечивает государству устойчивое положение в мире. Дешевизна товаров иностранного производства опасна не только для национального рынка, но и для национальной демографии, поскольку сокращение национального производства приводит к оттоку населения с высокой квалификацией тем самым провоцируя снижение потенциала к развитию, вызывая регресс экономики на длительный срок.

Как сказал профессор Борис Хейфец: «Инвестиционное сотрудничество стран БРИКС становится важнейшим направлением развития взаимных связей, дополняя многие другие актуальные направления их экономического взаимодействия. Оно дает синергетический эффект, вызывая увеличение торговли товарами и услугами, развитие кооперации в производстве и технологических разработках. Инвестиционное взаимодействие непосредственно затрагивает валютно-финансовую сферу, вызывая спрос на новые институты, стимулирует процессы гармонизации законодательства и т. д.». Но учитывает-ли это сотрудничество стратегические интересы России, и преследует-ли сама Россия удовлетворения этих интересов в условиях изменяющегося мироустройства? И на мой взгляд именно в этом синергетическом эффекте, о котором говорит Б. Хейфец, и кроется опасность для Российской экономики. В этой же статье он пишет, что: «для формирования устойчивых экономических связей необходима определенная степень взаимодополняемости экономик. У стран БРИКС она разная: Россия, Бразилия, ЮАР — страны с преимущественно сырьевой ориентацией экспорта, Китай и Индия — с ориентацией на экспорт в основном традиционной продукции обрабатывающей промышленности, а также некоторых видов услуг».

На самом деле ответ на вопрос об эффективности текущего сотрудничества можно получить путем простых «измерений», таких как: сравнение потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ), изучение структуры, объема и внешнеторгового сальдо по товарообороту и услуг между странами участниками и структуры совместных проектов.

Продолжение следует… 

Источник: http://ructp.ru/

Подписывайтесь на канал «АПМ РФ» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях Ассоциации и важнейших событиях из жизни бизнесменов мусульман России. Для этого достаточно иметь Telegram на любом вашем девайсе, пройти по ссылке и нажать кнопку «Join». Подписывайтесь https://telegram.me/apmrf​.