Россия продолжает жить в условиях санкций. В частности, отечественные банки по-прежнему отрезаны от западных капиталов. Это заставляет и власти, и компании искать новые источники финансирования. И в этой связи все больший интерес представляют капитал восточный и те, кто его выдает в виде займов, — банки, работа которых построена на законах шариата.
Причем подобная религиозная составляющая, похоже, ни наших чиновников, ни наших бизнесменов ничуть не смущает. В погоне за «свободными» деньгами они активно ищут способы привлечь исламские финансы в отечественную банковскую систему. Впрочем, эксперты предупреждают, что сделать это будет не так уж просто. Уж слишком разнятся исламский и традиционный банкинги. А в некоторых моментах они и вовсе противоречат друг другу.
Процент под запретом
Как экономическое явление исламский банкинг зародился в Египте в 60-х годах XX века. Фактически это были кассы взаимопомощи, распространенные в то время во многих странах. Их суть заключалась в том, что группа людей, живущих по соседству, организовывала небольшой коллектив, в среднем из 5 человек. Ежемесячно каждый его участник вносил в общий фонд определенную сумму денег. Затем собранные средства передавались одному из членов «кассы взаимопомощи» в порядке очередности. Таким образом, каждый член сообщества мог на эти накопления сделать крупные покупки, непосильные ему одному, или же потратить их на какое-нибудь масштабное событие, например на свадьбу.
Ну а первый профессиональный банк, работающий на мусульманских религиозных принципах, был создан в 1975 году в Объединенных Арабских Эмиратах — Dubai Islamic Bank. На сегодняшний день в основном подобные финансовые учреждения работают в Малайзии и в странах Ближнего Востока. За пределами этого региона наиболее широкое распространение они получили в Великобритании. За последние семь лет исламские инвестиции в Соединенном Королевстве выросли на 150%. Ничего удивительного здесь нет: ислам в Великобритании — вторая по количеству приверженцев религия, ее исповедует 14% от общей численности проживающих на Туманном Альбионе.
А исламский банкинг как раз основывается на убеждениях и традициях мусульман. Если формулировать научно, то в отличие от привычных коммерческих банков он работает по принципу проектного инвестирования. Обычному банку в подавляющем числе случаев все равно, на что он выдает кредит, — его волнует лишь сумма с процентами, которую заемщик ему потом должен вернуть. В исламском банке деньги даются только под какое-то конкретное дело, то есть банк как бы становится соавтором и совладельцем инициаторов проекта. А ссудные проценты при этом в принципе не применяются: они расцениваются как ростовщичество, которое запрещено Кораном.
Перед тем как выдать клиенту деньги на реализацию идеи, исламский банк проводит бизнес-экспертизу, определяет потенциал проекта. Если анализ показывает, что у инициативы есть хорошие перспективы, банк входит в совместное проектирование. Стороны договариваются о разделе прибыли, но ни о каких процентах речи не идет.
Взяв кредит в обычном банке, заемщик волен пустить средства на что угодно — кредитной организации все равно, куда он потратит их деньги, лишь бы проценты исправно платил. Например, на эти деньги можно открыть лотерею, потратить их на азартные игры или вложиться в алкогольный бизнес. Но в исламском банкинге на все вышеперечисленное наложено вето. Мало того, там считается неприемлемым зарабатывать на биржевых спекуляциях на финансовом рынке. Никакая игра на еще не созданной продукции вестись не может: деньги «из воздуха» табуированы Кораном.
Помимо этих ограничений, исламскому банку (равно как и его клиентам) запрещено инвестировать в компании, предлагающие товары и услуги, которые противоречат мусульманской вере. Табу наложено на инвестиции не только в проституцию, порнографию и колдовство, но и в производство и потребление алкоголя, табака, свинины. Кроме того, нельзя вкладывать деньги в переработку мяса животных, которые умерли своей смертью или были забиты не с именем Аллаха. Можно сказать, что, согласно исламской экономике, деньги «пахнут».
Тем временем в странах, где проживает много мусульман, исламский банкинг предоставляет свои услуги через так называемые исламские окна. Идея заключается в сотрудничестве с филиалом стандартного коммерческого банка, который осуществляет деятельность в соответствии с шариатом. На Западе исламский формат работы приветствуется. Ведь таким образом банки привлекают больше клиентов. Но этот подход эксперты называют спорным. Дело в том, что существует такое понятие, как «халяльные деньги»: они дозволены с точки зрения шариата, поскольку не замешаны в криминале. Но, получая деньги через «исламское окошко», где гарантия, что общий пул средств данного банка не использовался в незаконных операциях? Ведь по сути эти средства изначально варятся в одном котле в обычном банке, а потом часть из них выдается через то самое исламское окошко.
Впрочем, несмотря на специфические законы, исламский банкинг набирает обороты и разрастается по всему миру — его обороты растут в среднем на 10–15% в год. Сейчас максимальная доля мирового исламского банкинга приходится на Саудовскую Аравию — около 20%, Бахрейн — 19%, Малайзию — 16%, Кувейт и ОАЭ — примерно по 15%, Турцию — 7%. В этих государствах традиционная схема банковского обслуживания успешно сосуществует с религиозной. Так, в Саудовской Аравии доля исламских финансов в экономике составляет 43%, в Малайзии — 22%, в ОАЭ — 15%. В целом насчитывается порядка 300 исламских финансовых учреждений в 51 государстве, в том числе в США.
Хадж в рассрочку
В России исламскому банкингу, несмотря на серьезный процент мусульман среди наших сограждан (порядка 7%), полноценно обосноваться пока не удается. Официально его на наших просторах не существует. Хотя попытки провозгласить работу по законам шариата отдельные наши банки предпринимали. Одним их первых это сделал «Бадр-Форте Банк», который в 1997 году был зарегистрирован и лицензирован как проектно-инвестиционный банк. Но в 2006 году ЦБ лишил его лицензии: структура подозревалась в финансировании террористов. В финансовых кругах поговаривали, что принял такое решение российский регулятор после просьбы Госдепа США, которому не понравились широкие связи банка в исламском мире.
Не увенчалась успехом деятельность нижегородского «Эллипс-банка» и дагестанского «Экспресс-банка», решивших в 2011 году реализовывать исламские финансовые продукты. Спустя буквально два года в их капитале образовались серьезные «дыры». В результате структуры были принудительно закрыты и переданы на санацию.
Впрочем, если с глубоким погружением в финансы по законам шариата не задалось, то применить опыт исламских окошек в отдельных филиалах небольшим коммерческим банкам оказалось вполне под силу. Подобные учреждения можно встретить преимущественно в регионах, где проживает население, исповедующее ислам. Прежде всего это кавказские республики. Например, в столице Дагестана Махачкале такие отделения сконцентрированы рядом с центральной городской мечетью. Из финансовых инноваций, например, там предлагается рассрочка на хадж — паломничество, связанное с посещением Мекки и Медины.
Дело в том, что каждый мусульманин должен хотя бы раз в жизни посетить это святые места. Однако такое «путешествие» не из дешевых. Даже в экономварианте оно обходится минимум в $3600 с человека. Для небогатого, но верного заветам своей религии мусульманина возможность взять такую сумму в рассрочку приходится как нельзя кстати.
Распространены «халяльные деньги» также в Татарстане. Правда, после того как ЦБ минувшей весной «зачистил» ряд кредитных организаций в этом регионе, исламских окошек поубавилось.
Между тем, по словам главы экспертного совета при комитете Госдумы по экономической политике Олега Николаева, поработать с исламскими финансами планируют не только региональные, но и крупнейшие игроки российского банковского рынка. «На одном из наших последних заседаний представитель самого крупного государственного банка заявил, что его кредитная организация намерена заняться внедрением исламского банкинга», — сообщил «МК» парламентарий.
Этот госбанк уже начал поиски юристов, специализирующихся на операциях с применением норм шариата. В его планах открыть представительства в странах арабского Востока и в Средней Азии. Таким образом, структура намерена перенять зарубежный опыт исламского банкинга, с которым у стандартного кредитования есть точки пересечения. В частности, это доверительное управление, при котором клиент по договору передает банку денежные средства или другие активы. Кредитная организация, в свою очередь, осуществляет сделки от своего имени, но в интересах клиента. За это она получает вознаграждение в виде части заработанной прибыли либо как процент от стоимости активов, находящихся в управлении. Такой финансовый инструмент используется и в исламском банкинге. По законам шариата также не возбраняется пользоваться лизингом — передачей имущества в долгосрочную аренду с дальнейшим правом ее выкупа или возврата.
Исламский банкинг в России: за и против
Правда, как пояснил Олег Николаев, чтобы исламские финансы полноценно прижились в России, необходимо внести некоторые изменения в наше законодательство. «В исламских финансах практикуется такой подход: если человек попал в тяжелую финансовую ситуацию, то ему разрешается определенное время не платить по долгам. Пени и штрафы не начисляются. В нашем же законодательстве такие послабления не предусмотрены», — поясняет «МК» депутат.
Однако, по его словам, в направлении исламских финансов правительством и Госдумой сделаны некоторые шаги. Например, в конце 2016 года были впервые переведены и изданы «Шариатские стандарты» — основной документ для финансовой отрасли, в котором прописаны все виды сделок, не противоречащие исламу. Теперь ими рекомендуется руководствоваться как профессионалам, так и обычным гражданам, желающим соблюдать в финансовых делах религиозные каноны.
Эксперты отмечают, что власти делают шаги навстречу исламскому банкингу не только в силу широты взглядов, но и по жесткой финансовой необходимости. «В результате западных санкций финансовая изоляция России продолжается. Между тем наши компании и банки остро нуждаются в кредитовании и инвестициях. И на этом фоне развитие исламского банкинга выглядит достаточно закономерно. В нашу страну поплывут инвестиции с Востока — а точнее, из богатых арабских стран», — считает аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.
Не приходится сомневаться, что в России — многонациональной стране с различными конфессиями — исламский банкинг будет пользоваться спросом. «Исламский банкинг может сыграть позитивную роль в развитии регионов, где финансирование бизнеса по законам шариата соответствует этическим нормам местного населения», — отмечает глава департамента Castle Family office Станислав Вернер.
Кроме того, российским банкам есть чему поучиться у коллег, которые работают по законам шариата. Например, в проектном финансировании, когда банк не просто выдает кредит, а тщательно изучает потенциального партнера, стабильность его бизнеса, а также опыт. И в случае положительного решения выдает деньги, получая долю в финансируемом проекте. «Таким образом, финансовая организация несет солидарную ответственность с бизнесом, но при этом получает и большие дивиденды. Если этот подход распространить на весь банковский сектор, то в России может появиться больше стабильных и успешных проектов», — считает Капустянский.
Однако на проектное финансирование возлагают надежды далеко не все эксперты, опрошенные «МК». Акционеры российских кредитных организаций заинтересованы в прибыли от финансовых операций: для них процентный доход стоит на первом месте. Плюс исламский банкинг подразумевает высокую степень доверия, а это означает глубокое изучение не только самого проекта, но конкретных персон, отвечающих за реализацию проекта. «В условиях развивающейся экономики с относительно высоким уровнем ее криминализации, особенно финансового сектора (о чем говорит большое число отозванных ЦБ банковских лицензий), в полной мере реализовать идеи доверительного проектного финансирования не получится», — утверждает ведущий аналитик ГК TeleTrade Александр Егоров.
По его словам, исламский банкинг в чистом виде в российской финансовой системе невозможен. «Общий оборот отечественного банковского сектора формируется от таких видов деятельности, которые неприемлемы с точки зрения ислама. К примеру, это производство и продажа алкоголя, табака», — поясняет эксперт.
Кроме того, как предупреждают в ЦБ, не исключено, что в эту сферу могут внедриться мошенники. Есть риски, что злоумышленники попросту воспользуются незнанием россиянами принципов работы исламского банкинга и начнут привлекать денежные средства, создавая финансовые пирамиды.
Пока все эти риски будут сохраняться, рассчитывать на быстрое развитие исламского банкинга на российском рынке все же не стоит.
Источник: МК
Дополнительную информацию об Ассоциации предпринимателей – мусульман Российской Федерации Вы можете узнать на странице «О нас». Присоединяйтесь прямо сейчас к команде АПМ РФ, перейдите по ссылке http://partners.apmrf.ru и получите полный доступ к уникальному «Пакету преимуществ»!