Как известно, во времена Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, ни одной из известных нам исламских наук не существовало. Все эти науки мы смело можем назвать новшествами (бид’а). Согласно Шариату, есть два вида новшеств: одобряемое и запретное. Поскольку эти науки сильно облегчают нам изучение нашей религии, мы с вами относим их к разряду одобряемых нововведений. И именно здесь возникает вопрос: «Почему же их не было во времена Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует?» Ответ очень прост: «В них не было необходимости».

Любой из современников Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, мог прийти к нему и задать возникший вопрос. Получив ответ, он уходил и продолжал спокойно жить, соблюдая Божественные законы. После ухода Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, ситуация изменилась, прекратилось Божественное откровение, и мусульмане остались один на один с огромным наследием, заключенным в Коране и Сунне.

Но разве мусульманам не было достаточно Корана и Сунны? Почему вдруг появились все эти науки? Почему появились акыда, фикх, сира, тафсир, хадис, усуль аль-фикх, улюм аль-Куран, улюм аль-хадис и другие? И как происходил этот процесс исторически?

Возникновение упомянутых наук было обусловлено определенными факторами. Вот некоторые из них:

1. Необходимость сохранения наследия Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

2. Распространение Ислама в среде не-арабов.

3. Встреча Ислама с незнакомыми идеологиями, религиями, обычаями, культурами.

4. Влияние личностных качеств отдельного богослова.

5. Появление сект и течений внутри Ислама.

Далее предлагаю проследить этот сложный исторический процесс.

Процесс систематизации, возникновения и становления исламских наук, конечно же, начался с Корана. Как известно, в самом начале правления Абу Бакра, да будет Аллах им доволен, внутренняя политическая ситуация в халифате дестабилизировалась. Это было вызвано появлением лжепророков, отказом некоторых племен выплачивать закят и даже вероотступничеством. В этой сложной политической ситуации Абу Бакр принял решение воевать со всеми смутьянами. Во время сражений, в первую очередь, погибали сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, среди них было много хафизов Корана.

Так, например, во время битвы Ямама погибло около семидесяти знатоков Корана. Это насторожило Умара ибн аль-Хаттаба, и он поднял вопрос о необходимости собрать Коран в одно целое в письменном виде. Абу Бакр вначале испугался этой идеи, ссылаясь на то, что этого не было во времена Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, однако затем, благодаря настойчивости Умара ибн аль-Хаттаба, согласился. В итоге впервые текст Корана был полностью собран в письменном виде.

Позднее, при Усмане ибн Аффане, последовало второе собрание Корана, суть которого заключалась в том, что Коран был собран только в курайшитском варианте чтения. Как известно, во времена Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в арабском языке существовало семь наречий (харф). И Всевышний Аллах, чтобы Коран был понятен всем, ниспослал его на упомянутых семи наречиях. Сподвижники, получив Коран от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, передавали его своим ученикам на том наречии, на котором разговаривали сами.

Во времена Усмана ибн Аффана множество учеников сподвижников собрались в войске, отправленном на территорию современного Азербайджана, и между ними начали возникать противоречия относительно правильности чтения Корана. Почувствовав опасность возникновения смуты в рядах мусульман, Хузайфаибн аль-Яман поспешил в Медину и, рассказав все халифу, добавил: «Укажи своей умме на правильное чтение». В итоге Усман ибн Аффан принял решение сохранить Коран только на курайшитском наречии, а свитки, записанные на других наречиях, было велено уничтожить. Далее последовало совершенствование коранического письма: появились точки, огласовки, а позднее сложилась наука таджвид.

Затем началась работа над сохранением Сунны, появились первые сборники хадисов. Самые первые сборники хадисов начали составлять еще сподвижники. Наиболее известные среди них – сборники Абдуллы ибн Амраибн аль-Аса, Али ибн Абу Талиба, однако систематическая работа в этом направлении началась только после указа халифа Умара ибн Абдуль-Азиза. Среди них можно выделись сборники Ибн Шихаба аз-Зухри, имама Малика,Абу Мухаммада Абдуль-Малика ибн Абдуль-Азиза ибн Джурайджа, Абу Амра Абдуррахмана аль-Авзаи, Абу Абдуллы Суфьяна ибн Саида ас-Саври, Абу Сальма Хаммада ибн Сальма ибн Динара. А более полные и объемные сборники хадисов появились только в третьем веке по хиджре.

Ближе к концу первого века в среде исламских ученых начинает возникать специализация. Первым специализированным трудом считается книга Ибн Исхака, рассказывавшая о жизни Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. К сожалению, в оригинале она до нас не дошла, мы ее получили в переложении Ибн Хишама, и этот труд заложил фундамент науки сира. Далее постепенно начинают появляться специализированные трактаты по акыде, фикху, усуль аль-фикх, тафсиру, тариху и т. д.

На акыде следует остановиться подробнее и отметить, что на развитие этой науки повлияло появление различных сект. Первые секты зарождаютсяво время правления четвертого халифа Али, да будет Аллах им доволен. Это были хариджиты и шииты. Вначале это были всего лишь политические движения, но со временем они обрели и свою идеологию. В связи с этим перед остальными мусульманскими богословами встала задача разработать доводы, опровергающие идеи сектантов. Особо в этой связи следует отметить мутазилитов, которые при разработке своего учения активно использовали труды греческих философов.

Главной ошибкой мутазилитов было то, что они вознесли разум выше Корана и Сунны. В итоге они пришли к выводу о сотворенности Корана, невозможности наказания в могиле, о непризнании совершающего большие грехи ни верующим, ни вероотступником и т. д. И, конечно, богословы-сунниты были вынуждены опровергать мутазилитскую идеологию. Если Абу Ханифа вел с мутазилитами лишь богословские дискуссии, то во времена Ахмада ибн Ханбаля ситуация обострилась. Это было обусловлено приходом мутазилитов к власти. Используя государственный принудительный аппарат, они попытались навязать свое учение всему исламскому миру.

Многие ученые этого периода были казнены, брошены в тюрьмы и замучены. Однако со сменой халифа мутазилиты потеряли власть, и у суннитских ученых появилась возможность очистить исламский мир от мутазилитской идеологии. Именно с этого момента можно говорить о появлении термина Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а. В этот период в исламском вероучении формируются две школы: ашаритская и матуридитская. Первая восходит к багдадскому ученому Абу аль-Хасану аль-Ашари, а вторая – к среднеазиатскому богослову Абу Мансуру аль-Матуриди. Им удалось заложить фундамент исламского вероучения, а более поздние ученые лишь развивали эту науку дальше.

При ознакомлении с трудами аль-Ашари и аль-Матуриди, можно к прийти к выводу, что они практически не отличаются от трудов богословов первых веков Ислама (саляф). В итоге различных исторических процессов школа аль-Ашари распространилась преимущественно на западе исламского мира, а школа аль-Матуриди – на востоке. Последователями аль-Матуриди в основном являются ханафиты, а последователями аль-Ашари – представители остальных трех мазхабов.

В наш Волго-Уральский регион ханафитское учение аль-Матуриди проникло, разумеется, из Средней Азии. Как известно, многие: вначале булгары, а позднее их потомки татары – обучались в медресе Бухары, Самарканда, Кабула и так далее. Возвращаясь оттуда, они становились наставниками и обучали своих учеников по тем же программам, по которым учились сами.

Труды имама Абу Мансура аль-Матуриди написаны довольно сложным богословским языком, и читать их может только подготовленный читатель, владеющий арабским языком в совершенстве. Нашим же шакирдаммы предлагаем данное учебное пособие, которое служит введением в акыду, дает возможность познакомиться с терминологией и понятиями предмета. Для углубленного изучения данной области наук следует изучать источники и комментарии к ним.

Вице-президент АПМ РФ, казый г. Казани Абдуллах хазрат Адыгамов