Вопрос о необходимости исламизации всей экономической системы страны в соответствии с конституционным принципом ликвидации рибы был поднят при президенте Зия-уль-Хаке. В своей речи при открытии подвергшегося модернизации Совета исламской идеологии 29 сентября 1977г. Зия–уль-Хак призвал Совет отдать приоритет подготовке доклада по освобождению пакистанской экономики от рибы. Он поручил Совету составить план по созданию беспроцентной экономической системы, а 10 февраля 1979г. установил срок в 3 года для ликвидации ростовщичества в стране. Ранее, в ноябре 1977г. Совет назначил группу, состоявшую из специалистов по экономике и банковскому делу для изучения перспектив исламизации экономики.
В соответствии с задачами, установленными Советом, группа экспертов исследовала вопрос о введении исламских налогов: закята (налог в пользу нуждающихся мусульман) и ‘ушра (налог или сбор в размере 1/10 – десятина, налог с продуктов земледелия и торговая пошлина). Правительство возлагало на данный закон большие надежды. Государственная казна остро нуждалась в средствах, в том числе и на реализацию неотложных социальных программ. В одном из выступлений президент Зия-уль-Хак заявил: «Они (исламские налоги) позволят через несколько лет кардинально изменить экономику страны… и вскоре в Пакистане не останется ни одного человека, который ляжет спать голодным». Планировалось, что в течение трех – максимум пяти лет поступления от сбора исламских налогов принесут в бюджет дополнительно около 2,9 млрд. рупий (290 млн. долл. США).
Однако далеко не все граждане Пакистана были довольны введением закята – особенно, когда выяснилось, что этот очистительный социальный налог будет сосуществовать со всеми прежними налогами. В стране, где рост уклонения от уплаты налогов всегда был высок, подобная реакция была вполне прогнозируема. Особое недовольство представителей разных слоев вызвало то, что обложению закятом подлежали банковские депозиты, счета, ценные бумаги, акции, продукция горнодобывающей промышленности. Противники данной нормы заявляли, что она идет вразрез с шариатом (по крайней мере, в интерпретации данного вопроса шиитскими и значительным числом суннитских правоведов), требующим, чтобы принудительному обложению закятом подлежало только видимое имущество (амвал захир) в то время как банковские вклады подпадают под определение скрытого имущества (амвал батин). В результате в стране в считанные дни произошел спад деловой активности, массовое изъятие вкладов из банков, утечка капиталов. Главным органом, контролирующим сбор, распределение закята и другие вопросы, связанные с очистительным налогом, является Центральный совет по закяту, состоящий из 19 человек (чиновников, богословов, правоведов) во главе с судьей Верховного суда Пакистана. Следующее звено представляют провинциальные советы, включающие в среднем 10–12 человек, председатель которых должен быть членом провинциального верховного суда. Далее следуют окружные и районные советы. И, наконец, для каждого населенного пункта с числом жителей от 1000 до 7000 человек также предусмотрено создание местного совета, состоящего из 9 избираемых членов. Таким образом, в таком бюрократизированном государстве как Пакистан была создана еще одна мощная чиновничья структура. Так, на январь 2002г. в стране функционировало 39 186 местных комитетов по закяту.
В целом можно выделить следующие существенные негативные аспекты реформ по исламизации налогового сектора в Пакистане: 1) Несоответствие традиционным правилам распределения закята. Значительная часть закята идет в центральный бюджет, а не распределяется на нужды той общины, где он был собран, что не согласуется с классическими исламскими представлениями об очистительном налоге и вызывает недовольство многих граждан. 2) Несознательность налогоплательщиков. На фоне тотального уклонения от уплаты стандартных налогов исламские налоги закят и ‘ушр не стали исключением. Многие граждане страны стремятся либо совсем уклониться от уплаты данных налогов, либо получить возможность уплачивать налог в меньшем объеме. В тех же случаях, когда закят выплачивается добровольно с определенных категорий товаров, число неплательщиков еще выше. 3) Невыполнение закятом в Пакистане своей главной функции – ликвидации пропасти между бедными и богатыми. Новые налоги не улучшили, а ухудшили положение большинства мусульман с невысоким уровнем доходов. 4) Отсутствие равноправия налогоплательщиков при взимании закята. Уплата исламских налогов сопровождается неравными условиями для разных категорий налогоплательщиков. Так, состоятельные налогоплательщики получили налоговую льготу: до 15 % средств, причитающихся к выплате в качестве закята, они могут потратить на создание семейных благотворительных фондов, что фактически означает контроль этих семей над данной частью налога. Крупным землевладельцам – плательщикам ‘ушра – также были предоставлены льготы. 5) Неподготовленность технической базы, архаичная система учета и аудита при сборе исламских налогов создают предпосылки для махинаций со стороны лиц, ответственных за их сбор и распределение. 6) Нехватка квалифицированных кадров, в том числе среди мусульманских богословов. Так, в первые годы реформ правительство вынуждено было, обещая высокое вознаграждение и целый ряд льгот, привлекать мусульманских богословов и правоведов из других стран для решения поставленных задач по правовому обеспечению исламских экономических реформ. Однако проблема нехватки профессиональных богословов по-прежнему актуальна. 7) Несознательность лиц, собирающих исламские налоги. Закят зачастую не доходит до получателей: недобросовестное распределение поступивших от закята средств стало в Пакистане притчей во языцех. 8) Отсутствие взаимосвязи системы исламских налогов с другими исламскими финансовыми институтами (банками, фондами). Несмотря на то, что Зия-уль-Хак поставил целью исламизацию всего финансового сектора, реальные шаги правительства свидетельствовали об отсутствии комплексной программы, которая позволила бы осуществить задуманное. Например, в контексте окончательно не решенной проблемы ликвидации ростовщичества в работе банков обложение закятом банковских депозитов вызывает вопросы.
Параллельно с введением исламских налогов предпринимались меры по исламизации банковского сектора. 10 февраля 1979г. президент Зия-уль-Хак поручил Совету исламской идеологии в течение трех лет устранить рибу из экономики страны. При Совете была создана группа экспертов, состоявшая из экономистов и специалистов по банковскому делу. Изучив вопрос о возможности создания беспроцентной экономической системы, эксперты пришли к выводу о том, что надо осуществлять исламизацию финансового сектора поэтапно и начать с трех организаций, представлявших собой небанковские институты: Корпорации по финансированию жилищного строительства (КФЖС), Инвестиционной корпорации Пакистана (ИКП), Национального инвестиционного треста (НИТ). В соответствии с планом, представленным Советом правительству, рибу планировалось ликвидировать к декабрю 1981г. В январе 1981г. правительство распорядилось, чтобы все национализированные коммерческие банки (на тот момент их было 5) открыли соответствующие исламские окна, осуществляющие беспроцентные операции. Однако Совет исламской идеологии не поддержал данную инициативу, ссылаясь на то, что риба должна быть отменена полностью, а не частично.
По мнению членов Совета, подобные полумеры лишь способствовали закреплению и продлению существования процентной системы в стране и сводили на нет попытки исламизировать экономику. Как оказалось впоследствии, такой максимализм со стороны Совета не был оправдан: первоначальные сроки по избавлению экономической системы от рибы так и не были соблюдены. За неполные 25 лет непоследовательной исламизации экономики страны количество ее сторонников значительно сократилось. Однако неудача реформы по исламизации экономики не означает, что в Пакистане полностью потерян интерес к исламским финансовым структурам. В сентябре 2002г. начал работу первый в стране полностью исламский банк – «Мизан Бэнк». Через год, в 2003 г. была учреждена первая в стране исламская страховая компания «Ферст Такафул Иншурэнс Компани Лимитед». Особого внимания заслуживает деятельность мудараба-компаний, представляющих собой фонды совместных инвестиций, и рассматриваемых законодателем в качестве небанковских финансовых институтов.
Из книги: "Основы Исламской экономики: теория и практика хозяйствования" Казань, 2009
Подписывайтесь на канал «АПМ РФ» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях Ассоциации и важнейших событиях из жизни бизнесменов мусульман России. Для этого достаточно иметь Telegram на любом вашем девайсе, пройти по ссылке и нажать кнопку «Join». Подписывайтесь https://telegram.me/apmrf.