На протяжении многих веков наиболее значимым институтом мусульманской благотворительности и филантропии было добровольное пожертвование имущества в форме благотворительного фонда. Этот вид благотворительности обычно обозначается арабскими терминами вакф (мн. ч. аукаф) (по-персидски «вакфанд», по-турецки «вакиф») и хибс, хубус (мн. ч. ахбас) – оба этих слова означают ограничение, или связывание. Согласно теологической трактовке, этот институт возник, когда Умар ибн аль-Хаттаб, современник пророка Махаммеда и впоследствии второй халиф, приобрел землю в оазисе Хайбар вблизи Мекки. Он спросил Пророка, нужно ли отдать землю в виде добровольного дара (сaдака), и вот что, согласно источникам, ответил Пророк: «Обремени саму вещь, а плоды направь на богоугодные цели». Умар так и оступил, поставив условие, что землю нельзя ни продавать, ни передавать по наследству, а доход с земли он посвятил разнообразным благотворительным целям – на выкуп рабов, на поддержание путников, прием гостей и «богоугодные дела». В источниках далее приводится уточнение этой традиции (которое наводит на мысль о более поздних интерпретациях): было добавлено положение о том, что управляющему пожертвованным имуществом не вменяется в грех, если он умеренно с него «кормится», при условии, что такое кормление не превращается в наживу. Так или иначе, в современной трактовке под вакфом понимается имущество, право собственности на которое по волеизъявлению учредителя (вакифа) ограничено пользованием всем или частью дохода. По мнению мусульманских теологов такое имущество срезу же перестает быть собственностью дарителя, но не становится собственностью того лица, кому подарено (маукуф ‘альайхи.), так как это не купля-продажа и не передача собственности по наследству. Таким образом, действие права собственности как бы приостанавливается (вакафа).

В России такие фонды стали учреждаться крупными предпринимателями из числа мусульман в ХIХ – начале ХХ в. В дореволюционной Казани самым известным вакфным учреждением стал мусульманский детский приют, открытый купцами братьями Юнусовыми. Предпринимателей Юнусовых по праву можно считать самой именитой мусульманской купеческой династией Казани. Более 150 лет представители этого рода – четыре поколения успешных коммерсантов, щедрых меценатов и видных общественных деятелей – трудились в торгово-промышленной сфере, создавая Казани славу «Звезды Востока».

Семейство Юнусовых оставило след в истории Казани не только как предприниматели, но и как щедрые меценаты. Г. Юнусов выделил значительную сумму на строительство мечети на Сенном базаре, потому на протяжении многих лет это молитвенное здание носило название Юнусовской мечети. Ибрагим Юнусов субсидировал реконструкцию старейшей каменной мечети Казани, известной сегодня как мечеть Ш. Марджани, оплачивал труд преподавателей медресе при ней.

Однако самым благородным деянием Юнусовых стало учреждение ими Мусульманского детского приюта в Казани. В начале 1844 г. Ибрагим Юнусов обратился в губернское попечительство детских приютов с ходатайством об учреждении в Казани приюта для детей и сирот самых нуждающихся из татар.

Следует подчеркнуть, что мусульманский приют действовал на принципах автономии и самофинансирования. Источником его существования являлся дом с каменными лавками по ул. Московской (59), который Юнусовы передали учрежденному ими заведению с тем, чтобы и после их кончины оно продолжало функционировать и не закрылось от недостатка средств. Ежегодный доход от сдачи этих помещений в аренду колебался от 1 400 до 1 800 руб. Дополнительные средства привлекались за счет частных пожертвований и субсидий от местных властей. Впрочем Юнусовы весьма последовательно проводили политику по сохранению хозяйственной самостоятельности своего заведения и прибегали к внешним источникам финансирования в исключительных случаях.

К сожалению, современный отечественный бизнес пока еще далек от того, чтобы продолжить традиции благотворительности и меценатства, которыми славен был предпринимательский класс дореволюционной России. Тем ценнее вклад тех, кто своими благими деяниями способствовал распространению просвещения и образования среди соотечественников.

Из книги: "Предпринимательство и Ислам. Российсикй исторический опыт" (Казань, 2016 г.)

 

Подписывайтесь на канал «АПМ РФ» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях Ассоциации и важнейших событиях из жизни бизнесменов мусульман России. Для этого достаточно иметь Telegram на любом вашем девайсе, пройти по ссылке и нажать кнопку «Join». Подписывайтесь https://telegram.me/apmrf​.