Согласно различным определениям западных интеллектуалов, суть экономических проблем заключается в наличии ограниченных ресурсов призванных удовлетворить неограниченные потребности человека. Отсюда следуют, что при обсуждении основных экономических понятий нужно учесть такие вопросы, как что производить, как производить и для кого производить.

Поэтому необходимо понять, должно ли развитие знаний в исламской экономике происходить тем же путем, что и теория познания традиционной экономики.

Первый момент, требующий корректировки – это теория ограниченности или недостатка всех ресурсов на Земле, принятая в традиционной экономике. В качестве решения была создана западная система, учитывающая методы распределения этих ограниченных ресурсов, также известных как экономические блага.

Согласно этой логике, если все, что захочет человек, может быть им получено без истощения ресурсов, то дисциплина экономики не должна существовать вовсе. В случае, если мы также примем тот факт, что ресурсы, созданные Всевышним Аллахом исчерпаемые, то основа обсуждения будет строиться на той же платформе, что и предположения западной экономики.

Однако, некоторые исламские экономисты считают понятие ограниченных ресурсов чуждым исламскому учению. Арифф (1989) полагает, что Аллах предоставил человечеству достаточное количество ресурсов, которое хватит ему до конца жизни. Нехватка ресурсов обусловлена не их отсутствием, исчерпаемостью или исчезновением, а скорее пренебрежительным отношением человека к процессу разведывания и обнаружения новых источников или заменителей. К примеру, Бог поощряет мусульман искать Его щедрость на земной поверхности.

Это описывается в следующих аятах:

«Ваш Господь ведет для вас по морю корабли, дабы вы могли снискать Его милость. Воистину, Он милосерден к вам».

(Коран 17: 66, перевод Э. Кулиев).

«Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие».

(Коран 28: 77, перевод Э. Кулиев, смотрите также Коран 30: 41.).

«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете».

(Коран 62: 10, перевод Э. Кулиев).

«Он – Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения».

(Коран 67: 15, перевод Э. Кулиев).

В вышеприведенных коранических стихах нигде мусульманам не сообщается об истощении или исчезновении щедрот Аллаха. Однако аяты являются инструкцией и правилами, которые должны соблюдаться верующими. Далее приведены некоторые из правил:

(i) Богатство или щедроты Аллаха не сосредоточены только в одном месте. Иными словами, Всевышний призывает мусульман рассеиваться по земле и морям в поисках Своих даров – дары Аллаха в изобилии можно обнаружить во всех краях.

(ii) В поисках богатства никогда не следует забывать о жизни после смерти. Поэтому, прилагая усилия в поисках даров, человек должен понимать, что он несет ответственность за все свои действия в следующей жизни.

(iii) Поиск щедрот не должен наносить вред окружающей среде. Смысл сказанного весьма глубок. В целом, люди могут стремиться получить богатство столько, сколько они желают, но в то же время это должно происходить без ущерба окружающей среде, нельзя ставить под угрозу жизнь на Земле и эксплуатировать невозобновляемые источники.

Второй важный фактор, признанный Западом в процессе развития экономических знаний, заключается в том, что человеческие желания бескрайние. Ненасытные желания будут продолжать развивать экономику, а продукты по-прежнему будут создаваться, дабы удовлетворить неограниченные потребности. Западные ученые, изучая желания человека, породили много разных теорий.

Одной из ранних теорий Запада, принятая большинством, является теория Иерархии Потребностей, выдвинутая Абрахамом Маслоу. Согласно этой теории, человек мотивируется пятью природными потребностями, начиная с первого уровня потребностей действия человека направлены на удовлетворения своих требований и так до тех пор, пока он не дойдет до последнего уровня (Маслоу, 1943). На первом уровне находятся физиологические потребности человека: потребность в еде, жилье, здоровье. Второй уровень говорит о потребности в безопасности. Третий – включает в себя социальные потребности, то есть потребность в любви, привязанности. Потребность чувства собственного достоинства находится на четвертом уровне. И последний пятый уровень описывает потребность в самовыражении. Таким образом, мы стараемся осуществить свои желания, посредством способностей, которыми обладаем. Теории человеческих желаний и потребностей были представлены и многими другими западными теоретиками.

Зарка (1989) в своих трудах о поведение человека с точки зрения Ислама, принял во внимание мнения аль-Газали и аль-Шатиби о том, что желания мусульман могут быть разделены на три основные иерархии: предметы первой необходимости, комфорт и улучшения. Как, например, термин «потребность» включает в себя мероприятия по формированию, развитию и поддержанию пяти основных компонентов, которые необходимы человеку для достижения звания «лучшего в умме», а именно: религия, жизнь, мысли, дети и благосостояние. Существует множество учений, основанных на Коране и сунне, обучающих человека совершенствовать указанные компоненты.

Третий важный фактор, который необходимо учесть при развитии теории исламской экономики заключается в переоценке экономических теорий, разработанных Западом. Теории должны быть подвергнуты пересмотру, так как они не могут служить основой для развития исламской экономики. Арифф (1989) представил ряд западных экономических теорий, которые являются сомнительными или вовсе не могут быть использованы в исламской экономике. Вот некоторые теории, которые должен быть пересмотрены: теория конкуренции, теория максимизации прибыли, и теория, связанная с процентными ставками. 

На основании ключевых фактов приведенных выше, можно сделать вывод, что сущность исламской экономики довольно сильно отличается от западной. Более того, вопрос развития этих знаний тесно связан с развитием личности и исламского общества, и этот процесс должен происходить согласованно с нормами Ислама, изложенными в Коране и сунне. Карим (2002) подытожил, что процесс развития исламской экономики должен основываться на пяти основополагающих принципах: таухид (единство Аллаха), ´адль (справедливость Аллаха), нубуввах (пророчества), халифа (наместник Аллаха на Земле) и ма'ад (конечная судьба человечества). 

Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми."Исламские финансы и банковская система."