Отрывок из книги «Предпринимательство и ислам: российский исторический опыт», издательство Казанского университета.

…В Коране сказано: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и тем, что в них, и Он мощен над всякой вещью» (5:120), а также: «О да, ведь Аллаху принадлежит то, что в небесах и на земле!..» (10:56/55), и далее: «Ему принадлежит то, что в небесах, и что на земле, и что между ними, и что под землей» (20:6). Эти [аяты] и некоторые изречения Пророка позволили ряду толкователей исламского права и исламоведам говорить об отсутствии в исламе понятия частная собственность как такового. Так, ученый ХIХ в., профессор И.Г. Нофаль (1835–1902) отмечал: «Примеры, взятые из образа действий Пророка вместе с некоторыми местами Корана, послужили основанием странному учению, стремящемуся ни более ни менее, как к полному отрицанию даже самого принципа частной, личной собственности». Отчасти недоразумение возникло и по причине противоречивых толкований отношений собственности самими факихами. По их мнению, все земли, главное богатство эпохи средневековья, завоеванные мусульманами силой оружия, без договора являются собственностью мусульманской общины, а их хозяева становятся лишь пользователями, выплачивающими за право пользования специальный налог – харадж. Такая трактовка стала основанием для утверждений об отсутствии в исламе понятия собственности.

Однако это не совсем так. В арабском мире для обозначения понятия «собственность», как известно, используется два термина: «мал» и «милк». Мал (во множ. числе – амвал) означает ценность, являющуюся мерилом достояния у мусульман. Для арабов, уже перешедших на оседлый образ жизни и потому глубоко втянувшихся в товарно-денежные отношения, такой ценностью, несомненно, являлись деньги. А вот для кочевников-бедуинов деньги как таковые ценностью не обладали. В их понимании критерием достояния, богатства являлся скот. В то же время необходимо отметить, что согласно шариату не всякие блага обладают ценностью. Например, алкоголь, свинина, игровые автоматы и тому подобные вещи, запрещенные для пользования мусульманам, лишены ценности, а потому собственностью быть не могут…

Теоретики исламского хозяйственного права исходят из того, что земля и другие виды ресурсов, которые служат для удовлетворения общественных потребностей и от которых зависит благополучие всего общества, как дороги, ирригационные системы, не могут принадлежать конкретному лицу. Эти блага являются достоянием уммы – мусульманской общины. Известно изречение Пророка: «люди – сотоварищи в пользовании тремя вещами: пастбищами, водой и огнем». Иными словами, общественные блага не могут стать объектом частного присвоения, служить интересам одного лица. Распоряжается ими государство в интересах всего сообщества.

Коран напоминает владельцам различных видов собственности о том, что в действительности они являются лишь временными управляющими того имущества, что даровал им Аллах. Ислам не воспрещает людям приобретать состояние и стремиться улучшить свое материальное положение законным путем и приемлемым способом. Поскольку человек приходит в этот мир с пустыми руками и покидает его подобным же образом, абсолютным и истинным владельцем всего сущего в мире остается Аллах, милостью которого право собственности передается во временное пользование человеку. Коран рассматривает богатство как испытание человека на предмет его истинных пристрастий и стремлений. Этот факт заставляет владельца имущества правильно понимать ценность богатства и относиться к нему как к средству достижения милости Всевышнего посредством расходования его не только на собственные нужды, но и отдавая часть другим. «Он – тот, который сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас в том, что Он вам доставил…» (Коран, 6:165). …причина, по которой капиталистическое предпринимательство не получило в мусульманском мире широкого распространения, связана с тем, что исламская доктрина допускала возможность существования только такого имущества, которое добыто личным трудом индивидуума, то есть без привлечения чужой рабочей силы. В одном из хадисов имама Мухаммада аль-Бухари сказано: «Передают со слов аль-Микдама, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Никто и никогда не ел ничего лучше той еды (на которую он заработал) трудом своих рук, и, поистине, пророк Аллаха Дауд, мир ему, питался тем, на что он зарабатывал трудом своих рук”».

Подписывайтесь на канал «АПМ РФ» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях Ассоциации и важнейших событиях из жизни бизнесменов мусульман России. Для этого достаточно иметь Telegram на любом вашем девайсе, пройти по ссылке и нажать кнопку «Join». Подписывайтесь https://telegram.me/apmrf​.