По мнению американского исследователя суданского происхождения Абдель-Хамида. М. Башира, исламизация экономики в Судане прошла 4 этапа.
 

Первый этап (1977 – сентябрь 1983) ознаменовался появлением первого в Судане исламского банка – Фейсал Исламик Бэнк оф Судан (Faisal Islamic Bank, Sudan (FISB) и созданием первой не только в стране, но и в мире исламской страховой компании – Исламик Кооперейтив Иншурэнс Компани (Islamic Cooperative Insurance Company). 40% акций банка принадлежали Саудовской Аравии, другие 40% акций – богатым гражданам Судана, в числе которых были президент страны, вице-президент, министры правительства, лидеры суданских «Братьев-мусульман» и др., а оставшиеся 20% – другим арабским странам. К 1983 г. в стране появились еще три исламских банка: Тадамун Исламик Бэнк оф Судан (Tadamon Islamic Bank of Sudan (TISB); Суданиз Исламик Бэнк (Sudanese Islamic Bank) и Исламик Кооперейтив Бэнк (Islamic Co-operative Bank) – первый правительственный исламский коммерческий банк. Исламские банки в достаточно быстрый срок сумели составить конкуренцию традиционным банкам в вопросе мобилизации депозитов и роста активов.
 

Второй этап (сентябрь 1983 – 1985) характеризуется попыткой режима президента Нимейри исламизировать финансовый сектор страны. Причины введения исламских гражданских и уголовных законов были сугубо политические. Находившийся у власти с 1969 г. Джафар Нимейри решил перехватить инициативу у своих оппонентов – прежде всего «Братьев-мусульман» во главе с Хасаном ат-Тураби. 
В 1983 г. был издан президентский декрет, предписывавший всем коммерческим банкам в Судане приостановить процентные операции и привести свои операции в соответствие с шариатом. Данный запрет не касался операций с зарубежными партнерами: решение вопроса о том, как соблюсти исламский запрет ростовщичества в международных экономических отношениях, было отложено на неопределенное время. 
Застигнутые врасплох подобным решением, банки стали осуществлять 90% своих операций на основе договора мурабаха. Фактически операции банков были исламскими только на бумаге – в бухгалтерских книгах и отчетах перед Центральным банком, специалисты которого смотрели на сложившуюся ситуацию сквозь пальцы, рассматривая решение об исламизации экономики как политическое, а не экономическое мероприятие
В этот период были учреждены еще два исламских банка Ал-Барака Бэнк (Al-Baraka Bank) и Исламик Бэнк фор Вестерн Судан (Islamic Bank for Western Sudan). Поскольку политика исламизации не принесла ожидаемых политических дивидендов, президент Нимейри стал с начала 1985 г. сворачивать экономические и иные преобразования в духе ислама. Большинство традиционных банков, которые в свое время были принудительно исламизированы, очень быстро вернулись к прежней практике.

 

В период после свержения режима Нимейри с 1985 по 1989 гг. (третий этап) было восстановлено действие некоторых принятых ранее исламских законов. Но о возврате к политике исламизации экономики речь пока не шла. К началу 1980-х гг. экономика Судана находилась в тяжелейшем состоянии. Дефицит платежного баланса достиг 1 млрд долл., а внешняя задолженность составила 4 млрд долл. С каждым годом ситуация в экономике только ухудшалась. Очевидно, что в таких условиях говорить об исламизации экономики не приходилось.
 

Четвертый и последний этап исламизации экономики страны начался с июня 1989 г. с приходом к власти Умара Хасана Ахмада ал-Башира. Именно в этот период был реанимирован проект по исламизации экономики, и прежде всего финансового сектора страны. Экономические реформы в духе ислама стали проводиться более последовательно и вместе с тем не столь поспешно, как при президенте Нимейри.
В 1991 г. был учрежден специализированный орган по наблюдению за соответствием реформы финансового сектора шариату – Высший совет шариатского надзора. В Основной Закон Судана 1998 г. была внесено следующее положение: «Государство стимулирует развитие национальной экономики путем планирования на основе трудовой деятельности, производства и свободного рынка, запрещая монополии, ростовщичество и мошенничество» (ст. 8). 
В период с 1999 по 2002 гг. в стране была проведена банковская реформа, позволившая не только ввести в банковскую практику международные стандарты, выработанные Базельским комитетом, но и привести их в соответствие с принципами шариата. По-видимому, в Судане учли ошибки при проведении экономических реформ в духе ислама в других странах, в частности в Пакистане, где Государственный банк фактически исполнял поручения идеологических структур, например, Совета исламской идеологии. 
На сегодняшний день банки в Судане при осуществлении своих операций используют только те контракты, которые известны мусульманскому праву. При этом подход суданских специалистов к легитимности того или иного договора с точки зрения шариата в каком-то смысле более консервативен, чем, например, у их малайзийских коллег.
Примечательно, что содействие Судану в исламизации финансового сектора оказывал Международный валютный фонд (МВФ). При участии специалистов фонда была, в частности, разработана схема выпуска государственных облигаций по принципу мушарака.
Таким образом, несмотря на некоторые отступления от курса исламизации экономики, Судан оказался единственной страной, которая в целом последовательно осуществляла реформы в этом направлении. Исламизация затронула банковский и страховой секторы, а на фондовом рынке были разработаны и введены в оборот ценные бумаги, соответствующие требованиям шариата. 
Не остались без внимания реформаторов и налоги. Однако здесь не удалось добиться тех же результатов, что и в банковской сфере. В 1984 г. был принят «Закон о закяте и налогообложении». В отличие от прежнего закона 1980 г., где выплата закята рассматривалась как добровольный акт, в «Законе о закяте и налогообложении» данный «очистительный налог» выступал в качестве обязательного для всех мусульман – граждан Судана, проживавших как в самой стране, так и за ее пределами. 
Уклонение от уплаты закята отныне рассматривалось как уголовное преступление: виновный обязан был внести штраф в виде двойного налогового платежа. 
Законом 1984 г. были отменены 19 других законов, регулировавших взимание различного рода налогов и сборов. Вместо них новым законом вводились три новых налога: 
1) налог на социальную устойчивость, взимаемый с местных жителей – немусульман, а также с иностранных граждан, постоянно проживающих в Судане;
2) налог на застройку и капиталовложения;
3) гербовый сбор. 
Время для налоговых реформ было выбрано не вполне удачно: в 1984 г. в Судане разразилась сильнейшая за всю новейшую историю страны засуха. Очень скоро выяснилось, что проводимые преобразования не оправдали ожиданий правительства. По окончании первого бюджетного года после введения закята вместо ожидаемых поступлений в размере 118 млн суданских фунтов, бюджет недополучил средств на указанную сумму. По истечении несколько недель после обнародования бюджета руководство страны вынуждено было ввести налог на потребление и налог на социальную справедливость. 

 

По-видимому, в Судане учли ошибки налоговых реформ в Пакистане, и поэтому собираемый в стране закят попытались сопроводить снижением налогового бремени, а не ужесточением налогового давления на население. Но оставшихся после введения в действие закона 1984 г. налогов оказалось недостаточно для пополнения бюджета и для решения такой важной для мусульманской страны задачи как ликвидация пропасти между богатыми и бедными за счет справедливого перераспределения материальных ресурсов в обществе. 
 

В соответствии с представлениями многих мусульманских экономистов и юристов закят должен быть главным налогом в налоговой системе мусульманской страны. Остальные налоги (как прямые, так и косвенные) – это всего лишь дополнительные налоги, призванные решить задачи, с которыми не справился закят. Вся налоговая система мусульманской страны должна строиться вокруг закята. В Судане же все получилось как раз наоборот. Закят все еще выступает в качестве налога, призванного дополнить другие налоги и сборы в деле пополнения государственного бюджета, а не в качестве центрального звена налоговой системы государства.

по материалам сайта: http://www.m-economy.ru/

 

Подписывайтесь на канал «АПМ РФ» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях Ассоциации и важнейших событиях из жизни бизнесменов мусульман России. Для этого достаточно иметь Telegram на любом вашем девайсе, пройти по ссылке и нажать кнопку «Join». Подписывайтесь https://telegram.me/apmrf​.