В мусульманской правовой мысли средневековья широкое развитие получила идея ограничения права собственности. Дух Ислама требовал от мусульман полной отдачи сил и средств во имя Бога и общества. Хотя собственность считалась священной и неприкосновенной, предполагалось, что мусульмане осуществляют свое право не столь в целях удовлетворения личных интересов, сколько во имя благополучия всего общества.

Из признания того, что верховное право собственности принадлежит Аллаhу, исходит идея вакфа – так называемой религиозной собственности. Как пишет барон Торнау в своем сочинении, появление вакфа было связано с завоевательными  войнами, в результате которых к Арабскому халифату в VII –VIII веках были присоединены огромные территории из бывших византийских и персидских владений. Всякая покоренная неприятельская земля становилась вакфом – неприкосновенной и обращалась в пользу всего мусульманского общества. «Так поступил Омар с землями в Египте, Сирии и Персии: он не разделил этих земель между мусульманами, а обратил их в вакф или хабусь»[1], – отмечал Торнау. Мусульманские правоведы считали, что при обращении в вакф имущество возвращается к Богу, людям же предоставляется лишь право пользования в религиозных целях.

Детально и четко разработаны в Шариате положения о вакфной собственности.

Вакф – имущество, отказанное государством или частным лицом на религиозные и благотворительные цели. Это один из основных источников дохода мусульманского духовенства и экономическая основа его влияния. Вакфная собственность не облагается никакими налогами и податями. Люди, передавшие свою собственность в вакф, возвышаются мусульманским духовенством, их поступок превозносится как благочестивый, достойный подражания.

Собственность считается вакфной после прочтения прежним владельцем формулы сига (договора) о намерении сдать ее в вакф. После оформления вакфной сделки прежний владелец собственности теряет на нее право. Сданное в вакф нельзя продавать или передавать кому-либо. В исключительных случаях разрешается продавать вакфное имущество, пришедшее в негодное состояние. Например, если циновка или ковер в мечети, являющиеся вакфной собственностью, изношены до такой степени, что на них нельзя уже молиться, их разрешается продать. Однако шариат требует, чтобы вырученная за эти вещи сумма тратилась на нужды мечети, откуда они были взяты. Допускается продажа вакфных вещей и в том случае, если от этой продажи зависит жизнь их бывшего владельца. Но всегда это осуществляется под тщательным контролем шариатских судов.

Есть такие виды имущества, которые по самому своему назначению носят общественный характер. Как правило, их владельцы бывают вынуждены передавать их в вакф. Так, состоятельный мусульманин, построивший на свои средства мечеть, после первой молитвы в ней должен передать ее общине на правах вакфной собственности. С точки зрения мусульманской юриспруденции, построивший эту мечеть не может уже ни разрушить ее, ни запретить молиться в ней.

Шариат подробно рассматривает процедуру передачи частной собственности в вакф. Он учитывает и тот факт, что в отличие, например, от помещений и зданий, носящих общественный характер, отдельные предметы, переданные в вакф, могут использоваться частными лицами. Нередко мусульмане дарят на правах вакфа ковры и другие вещи мечетям и медресе. Все ли эти вещи попадают по назначению? Естественно, что о полной гарантии этого не может быть и речи. Чтобы этого не допустить, шариатские судьи контролируют вакфное имущество.

Собственность частных лиц может быть передана в вакф на определенный срок. Допустимо даже передавать собственность в вакф сыну с условием, что она также принадлежит и еще не родившимся внукам. Но человек не может сделать вакфной свою собственность для себя же. Например, если кто-то передаст свою собственность в вакф, с тем чтобы после его смерти из этой собственности потратили на мавзолей над его могилой, вакф считается недействительным. Но передавший свою собственность ввакф в пользу бедных, сам став бедняком, может воспользоваться средствами данного вакфа.

Придя в негодное состояние, вакфная собственность не перестает быть вакфной. Шариатские законы не допускают присвоения вакфного имущества частными лицами под видом его непригодности.

Если вакфной стала часть какой-то собственности и трудно отделить ее от невакфной, для отделения ее шариатские судьи используют экспертов. Законы шариата не допускают использования вакфного имущества в различных целях, если оно имеет конкретное назначение. Например, вакфное имущество, предназначенное для ремонта конкретной мечети, которая, однако, в ремонте не нуждается в обозримом будущем, может быть использовано лишь на ремонт других мечетей и ни на что другое. Шариатские судьи особо зорко следят за лицами, которым доверено использовать вакфную собственность по назначению. Если мутавалли (попечитель над пожертвованным вакфным имуществом по назначению жертводателя) использует вакфное имущество не по назначению, шариатский суд имеет право отстранить его и назначить на его место другого мутавалли.

Немалое место в Шариате принадлежит вопросам завещания (васийат). Шариатские законы определяют два основных вида завещаний: непосредственное завещание родным и близким наследникам и завещание опекунам и доверенным лицам, которыми часто назначаются духовные лица.

По правилам Шариата о завещании наследники не только получают имущество и другую собственность, на их плечи сваливаются также долги и невыполненные религиозные обеты. Если родители умерли, не успев выполнить обещанные молитву, пост или другие религиозные обряды, то их совершеннолетние дети должны сделать это за них. Завещание об этом делается как устно, так и письменно. И в этом случае завещатель должен быть совершеннолетним, в здравом уме и твердой памяти. Шариат запрещает самоубийство и нанесение себе увечий. Если кто-то сознательно поранит себя или примет яд и при этом сделает завещание, то оно считается недействительным. Немой человек может сделать завещание жестом или знаком, но только на незначительные имущество или деньги.

Завещание о передаче имущества наследникам или другим лицам делается, как правило, в преклонном возрасте, вот почему с вопросом о завещании связана тщательно и детально разработанная шариатом подготовка мусульманина к загробной жизни. Одним из способов приобретения имущества в собственность является наследство. Наследство подтверждается категоричным текстом Корана и имеет определенные божественные решения, которые ничем не мотивированы. Невзирая на то, что эти тексты указывают на частные случаи, однако они имеют общие черты. Например, когда Всевышний Аллаh говорит: «Аллаh заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достается доля, равная доле двух женщин. Если все дети являются женщинами числом более двух, то им принадлежит две трети того, что он оставил. Если же есть всего одна дочь, то ей принадлежит половина. Каждому из родителей принадлежит одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок. Если же у него нет ребенка, то ему наследуют родители, и матери достается одна треть. Если же у него есть братья, то матери достается одна шестая. Таков расчет после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга. Ваши родители и ваши дети – вы не знаете, кто из них ближе и приносит вам больше пользы. Таково предписание Аллаhа. Воистину, Аллаh – Знающий, Мудрый»[2].

Из этого аята можно понять, что сын получает двойную долю дочери, и что при отсутствии сыновей с сыном сына следует обращаться как с сыном, потому что сыновья сына включаются под слово «дети». В противоположность этому с сыном дочери обращаются не как с сыном сына при отсутствии детей, потому что в арабском языке дети дочери не включаются под слово «дети». Также понимается, что если дети, являются женского пола и их больше двух, то им надлежит третья часть наследства.

Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаха) применил закон, касающийся двух дочерей, относительно более двух дочерей. Сподвижники также единогласно признали это, что указывает на то, что закон относительно двух детей женского пола касается также и более двух. Эти законы понимаются из общего смысла аята. В соответствии с этими законами наследник заслуживает свою долю из наследства. Следовательно, одним из способов приобретения имущества в собственность является наследство согласно своим подробным законам, приводимым в Коране, Сунне и Иджма (единодушном согласии сподвижников).

Наследство – это один из способов распределения богатства, однако это является не его иллатом (мотивом), а всего лишь разъяснением его реальности. Так как богатство дозволяется брать в собственность, то иногда богатство сосредотачивается в руках отдельных лиц при их жизни. Для того, чтобы этот процесс скопления не продолжался после их смерти, необходим способ распределения этого богатства среди людей. Реальность свидетельствует о том, что способом распределения этого богатства естественным образом является наследство. В результате изучения становится ясно, что положениями распределения богатства в наследстве, являются следующими:

Первое положение: когда существуют наследники, имеющие право на всё имущество в соответствии с законами о наследстве. В таком положении всё имущество распределяется среди них.

Второе положение: когда отсутствуют наследники, имеющие право на всё имущество в соответствии с законами о наследстве. Например, случай смерти мужчины, имеющего только жену, или случай смерти женщины, имеющего только мужа. В таком положении жена умершего получает только четверть наследства, а муж умершей получает только половину наследства, оставшаяся часть наследства переходит в байт-уль-мал.

Третье положение: когда наследник отсутствует совсем. В таком положении всё имущество переходит в байт-уль-мал, то есть во владение государства. Таким образом, распределяется богатство и переходит имущество к наследникам, возобновляя имущественный взаимообмен в экономическом обороте среди людей, что предотвращает скопление богатства в руках определённой личности.

Наследство является законным способом для приобретения собственности. Человек, унаследовавший какую-нибудь вещь, является законным её собственником. Следовательно, наследство является одним из способов приобретения имущества в собственность, дозволенных исламским законодательством.

В основе мусульманского учения лежит вера в существование двух миров: земного мира (ат-дунья) и загробного (аль-ахират). Весь дух Ислама и Шариата пропитан мыслью о том, что здешний мир – временный, преходящий, грешный, главный же – загробный мир.

Следует отметить известную односторонность толкования этого положения в нашей литературе. Мнение, что земная жизнь для Ислама якобы не имеет никакого значения, неправомерно. Учение ислама со всей ясностью утверждает, что положение человека в загробном мире полностью зависит от его поведения в мире земном. Прежде чем попасть в рай или ад, он не может миновать земную жизнь. Еще в XI в. знаменитый богослов аль-Газали писал: «Кто не постиг прелести познания в этом мире, невежественным останется и в загробном».

Подготовка мусульманина к загробному миру по Шариату заключается в старании не оставить после себя никаких долгов и незавершенных дел, будь они религиозного или светского характера. Если человек чувствует приближение смерти, он должен освободиться от долгов и залогов, а также заплатить налоги закят или хумс. Если он не в состоянии сделать это, например по слабости, то должен сделать распоряжение (оставить письменное завещание или вызвать свидетелей из правоверных), чтобы из его имущества заплатили его долги и вернули залоги.

Шариат требует от мусульманина выполнения религиозного долга, и в свой смертный час он должен поручить своим наследникам выполнить этот долг. Это возлагается прежде всего на старшего сына. Если же нет наследников, из имущества покойного выделяются средства, чтобы нанять платных исполнителей религиозного долга.

В правилах Шариата о вакфном соглашении и о завещании есть различия. Человек, оформивший соглашение о вакфной собственности, окончательно теряет на нее право, тогда как завещание об имуществе легко может быть аннулировано завещателем. Так, оформив завещание о передаче своего дома какому-то определенному лицу, человек может продать его другому; завещание при этом просто теряет свою юридическую силу. В этом ярко проявляется защита законами Шариата интересов исламского института вакфа, ибо вакфное имущество переходит главным образом в распоряжение шариатских судей и используется в пользу мусульман.

Российский Совет по Исламским Финансам

 

Подписывайтесь на канал «АПМ РФ» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях Ассоциации и важнейших событиях из жизни бизнесменов мусульман России. Для этого достаточно иметь Telegram на любом вашем девайсе, пройти по ссылке и нажать кнопку «Join». Подписывайтесь https://telegram.me/apmrf​