С позволения Всевышнего Аллаха, мы начинаем выкладывать ряд статей, по книге выдающегося ученого современности, эксперта в области Шариатских наук, Муфтия Ханафитского мазхаба, шейха Ибрахима Десаи.

Справка:
Муфтий Ибрагим Десаи – специалист и преподаватель Исламского права, проживающий в Шервуде (г. Дурбан, ЮАР). Он заведует англоязычным сайтом вопросов и ответов по Исламу Askimam.org и в настоящее время в качестве ведущего муфтия возглавляет в Шервуде отдел фетв «Махмудия».

Он также является шейх-уль-хадис (старшим преподавателем хадисов) в высшем Исламском учебном заведении Дар-уль-Улум «Нугмания» и осуществляется официальный патронаж над отделом фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР).

После того как муфтий Ибрагим Десаи стал хафизом Корана, он изучал Исламские науки в г. Дабхель (Индия). Здесь за девять лет он прошел программу Дарс-Низами, в которую входило изучение тафсира Корана, усуль-ут-тафсир, хадисов, усуль-уль-хадис, усуль-уль-фикх (принципов Исламского права) и арабского языка.

Окончив учебу по программе Дарс-Низами, муфтий Десаи в течение двух лет занимался на курсе тахассус (специализации) по фетвам под руководством Ахмада Ханпури (г. Дабхель). Здесь он обучился принципам издания фетв. По окончании данного курса он еще один год обучался изданию фетв у ныне покойного верховного муфтия Индии Махмуда Аль-Хасана Гангохи, автора многотомного труда «Фатава Махмудия».

Муфтий Ибрагим Десаи активно занимается да'аватом, регулярно посещает разные страны. В прошлом он проводил в США семинары по вопросам, связанным с Исламскими финансами и соответствием бизнеса и торговли Шариату.
В марте 2008 года он ездил в Гонконг, куда был приглашен для прочтения лекции студентам Исламского колледжа им. Касима Туэта (IKTMC).

Он также является религиозным советником Американского совета по Исламскому питанию и продовольствию (IFANCA).

Обладая авторитетом в области Исламских финансов, муфтий Ибрагим Десаи занял твердую позицию по вопросу о соответствии ряда банков и учреждений Шариату.

В 2005 году он был избран в рабочий комитет Южноафриканского управления Исламских финансовых услуг (SAIFSA). Также муфтий Ибрагим Десаи является старшим Шариатским советником отдела  Исламских финансов Весбанка (подразделения First National Bank, ЮАР).

В настоящее время муфтий Ибрагим Десаи вместе со своей женой и пятью детьми проживает в Шервуде (г. Дурбан, ЮАР) по соседству с отделом фетв, при котором он обучает алимов, готовящихся стать муфтиями, из различных стран и регионов.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вся хвала Аллаху, Господу миров! Мир и приветствия нашему любимому Пророку Аллаха (мир ему и благословение)!
Ислам — это полноценный образ жизни. Его всеобъемлющие учения указывают нам правильный путь во всех сферах нашей жизнедеятельности, ключевой из которых является торговля (купля-продажа), поскольку с ней так или иначе приходится сталкиваться в своей жизни каждому из нас.

Без возможности покупать и продавать наше существование стало бы крайне затруднительным, и это ясно указывает на большое значение торговли в нашей жизни. Книга, которую вы держите в руках, — простой и удобный учебник, раскрывающий основные исламские учения, касающиеся зарабатывания себе на жизнь.

Четко и систематично раскрывая данную тему, представленная работа обладает повышенной полезностью из-за наличия в ней:
• простых примеров различных видов операций;
• определений, даваемых приводимым терминам;
• вопросов в конце каждой темы, которые помогают закрепить то, что было пройдено.

Да примет Аллах усилия автора, хазрата, муфтия Ибрахима Десаи сахиба, по заполнению вакуума в столь необходимых знаниях о торговле путем распространения этого прекрасного и информативного материала!

Его книга  как нельзя лучше подойдет в качестве вводного курса для учащихся школ. Я также хотел бы попросить всех тех, кто отвечает за обучение нашей молодежи, внести изучение этой бесценной книги в учебный план своих медресе.

Кроме того, чтобы и взрослые могли получить несомненную пользу от этой книги, я искренне прошу имамов читать небольшие цитаты из этой книги для своих прихожан в удобное для них время, после любого выбранного намаза.

Наконец, я хотел бы перечислить несколько качеств, которые жизненно важны для того, кто хочет заработать благотворный и халяльный достаток:

1. Терпение.
2. Смиренность.
3. Толерантность.
4. Вежливая манера общения.
5. При приобретении товара не критиковать его с единственной целью сбить цену.
6. При продаже избегать завышения цены.
7. Раскрытие всех дефектов при продаже товара.
8. Не клясться при продаже.
9. Не вводить в заблуждение и не обманывать.
10. Надежность.
11. Избегание любых форм нарушения своих обязательств.
12. Строго придерживаться оговоренных сроков оплаты.
Да дарует Аллах автору и всем, кто ему помогает, лучшее в обоих мирах!
И.М.Х. Саледжи (Эсткорт)

Подготовлено уважаемым хазратом, муфтием Ибрахимом М.Х. Саледжи (мудда зиллуху), амиром шуры Совета алимов (КЗН, ЮАР) и Исламской школы «Сират-уль-Хакк».

Благодарность:

Я хотел бы воспользоваться предоставленной возможностью, чтобы выразить свою величайшую признательность хазрату, маулане Махмуду Мадани сахибу (мудда зиллуху) за его постоянное содействие и рвение в поддержке академических программ для учащихся.Именно его духовное сияние и энергичные усилия побуждают нас служить заинтересованным в Исламе массам, передавая им Священные религиозные знания.

Также хотел бы выразить свою самую искреннюю признательность маулане, шейху Иршаду Амоду (мудда зиллуху). Именно благодаря его неукротимому, страстному стремлению и была подготовлена данная работа для многообещающих молодых мусульманских учащихся нашего времени, чтобы они могли получить основополагающие знания по бизнесу и экономике в Исламе.

Я прошу Аллаха Та’аля принять этот скромный труд как средство распространения Его безупречного Шариата с единственной целью получения Его довольства и Ридвана. (Муфтий Ибрахим Десаи)

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТА БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ

Как правило, экономическая система устанавливает принципы по четырем направлениям:

1. Определение приоритетов.
2. Распределение ресурсов.
3. Распределение дохода.
4. Развитие.

Социализм и капитализм являются лишь экономическими системами. Они не устанавливают некий всеобъемлющий образ жизни, в то время как Ислам — это не только экономика. Это полный, всесторонний образ жизни. 

Аллах Та’аля говорит (смысл): "Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам" (Коран, 5:3).

Исламская экономика — это лишь одна из граней Ислама, в то время как социализм и капитализм только из экономики и состоят. Несмотря на то, что капитализм и социализм отличаются друг от друга, именно экономическая система Ислама является полной, всесторонней и совершенной, так как она была создана Тем, Кто Совершенен, т.е. Всемогущим Аллахом.
В социалистической системе все вышеуказанные четыре направления находятся под полным контролем государства. Каждый гражданин является его наемным работником.

 Государство само устанавливает текущие приоритеты и направляет поток денег и капитала в те области, которые оно само посчитало приоритетными. Если государство считает, что страна нуждается, скажем, в научных разработках, то оно направит все четыре элемента экономики для достижения целей, поставленных в области науки.

Для развития этой отрасли государство выделит определенную долю ресурсов страны. Далее оно распределит трудовые ресурсы так, как того требует желаемая им цель, а также будет распределять доходы и прибыль между работниками по ставкам, которые оно сочтет уместными.

Наконец, государство будет само определять то количество средств, что необходимо для дальнейшего развития этих проектов, и будет само реинвестировать в них полученные доходы. Иными словами, государство осуществляет тотальный контроль над всеми экономическими процессами, не оставляя обычным людям никакой возможности преуспеть своими силами в бизнесе.

В капиталистической системе каждый гражданин обладает полной свободой. Ни ограничений, ни неких правил, препятствующих свободе торговле, со стороны государства нет. Каждый гражданин имеет возможность увеличить свое благосостояние с помощью предпринимательства. Это намного лучше того, что предлагает социализм. Однако и у этой системы есть свои  недостатки. В капиталистической системе отсутствуют границы морали и этики в области торговли. Один человек может фактически закабалить в финансовые кандалы долгов целые массы людей, и они даже не смогут обратиться за помощью к своему государству.

Исламская система сильно отличается от обеих рассмотренных систем. Она провозглашает ту же свободу торговли, что предлагается капитализмом, но при этом применяет ко всем видам сделок систему этических принципов. Эти принципы были созданы Аллахом Та’аля, чтобы защитить интересы каждого человека и уберечь людей от финансового гнета и несправедливости. Ни одна система не сравнится с Исламской по равноправию, справедливости, гуманности и нравственности. Красоту Исламской системы бизнеса и торговли можно понять только глубоко изучив ее и сравнив с другими современными экономическими системами.

Продолжение следует…
Введение в исламскую торговлю и коммерцию
Муфтий Ибрахим Десаи
Перевод: AskImam.ru