Обычно торговлю и бизнес определяют как обмен товаров и услуг. Но бизнес – это отнюдь не только движение товаров в одну сторону, а денег – в другую. Он сопровождается самой сутью продукта, его упаковкой, системой доставки и рекламой. Эти компоненты доносят до потребителей своеобразное послание, пропаганду: это – хорошо, а это – не очень. И именно данный элемент бизнеса выводит его на совершенно иной уровень с огромным влиянием на культуру общества.

В эпоху СМИ и профессионального маркетинга это влияние многократно усилилось. Если раньше продавец лишь удовлетворял простой спрос, основанный на реальных нуждах, то в нынешние времена изобилия и излишеств мы видим невероятное: сам продавец и создает спрос, а затем его же и удовлетворяет. Для это используется единственно возможный метод: реальные и весьма ограниченные нужды заменяются более сложными и безграничными потребностями. Продавец предлагает приобрести престиж, фантазии, взывающие к нашим самым низменным желаниям. 

В наиболее «развитых» странах мира реклама окружает человека со всех сторон днем и ночью. 

Мы только и слышим:

– Купи, купи, купи! Потребляй потребляй, потребляй! Потворствуй своим страстям! 

Это – потребительство, нездоровое последствие материализма в условиях капитализма. Распространение потребительства по земному шару – часть того, что называют глобализацией. 

Кредо потребительства: «Мы живем, чтобы потреблять». 

На любую проблему в мире оно имеет ровно одно решение: «Купи что-нибудь». 

Его жертвы пытаются заполнить пустоту внутри себя новейшими гаджетами, почитая при этом за честь жить в эпоху такого прогресса. Но чем больше товаров человек получает, тем бо́льшую бессмысленность он чувствует. Опустошение усиливается. 

К тому же есть и оборотная сторона всей этой мишуры: для продажи товара коммерсанты готовы идти на все. Женская красота превратилась в товар – женщинам платят за то, что они ублажают клиентов и сообщают о своем «восторге» от того или иного продукта.

А потом этот образ тиражируют в СМИ. Никогда в истории человечества не было такого: чуть ли не каждый квадратный сантиметр усеян фотографиями женщин разной степени оголенности. К сожалению, порочная грязь так заполнила все вокруг, что мы уже даже не чувствуем всей мерзости происходящего, словно привыкли жить на этой помойке. 

Удручает провал мусульман: мы не смогли бросить достойный вызов этому натиску. Виновато не только мусульманское общество, но и бизнесмены, причем, возможно, в большей степени. В их руках – мощное маркетинговое оружие. Они могли бы продумать рекламу, упаковку, всю маркетинговую систему, чтобы бросить вызов поп-культуре.

Если бы они безупречно практиковали этические и моральные идеи ислама, то мир бы увидел их подлинную красоту, в которой он так нуждается. Но вместо этого «исламский» бизнес использует те же самые трюки и уловки, что и их коллеги из «развитых» стран. Предприниматели-мусульмане идут в западные бизнес-школы и делают вывод, что маркетинг – это не более чем манипуляция в корыстных интересах. В результате мусульмане присоединяются к этому хору, воспевающему пороки и грязь. 

Это поражение, провал, который основан на двух ошибках:

1) Предприниматели не понимают роли бизнеса в современном обществе. Поэтому даже крупные мусульманские предприятия не предпринимают никаких действий по продвижению своего языка, культуры и моральных ценностей. Их единственная цель – прибыль. Максимум, на что они иной раз согласны, – пожертвование небольшой суммы на благотворительные цели. Но мысль о том, что им нужно внедрить Исламские учения и моральные ценности во все – от концепции и дизайна до маркетинговых коммуникаций и бизнес-политики и практики – не приходит им на ум. 

2) Предприниматели забыли об ответственности бизнеса перед Исламом.  

Согласно одному из хадисов, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«В Судный день честный, правдивый торговец будет вместе с Пророками, праведными, а также шахидами». (Ат-Тирмизи)

Согласно другому хадису, Пророка (мир ему и благословение) спросили о лучших способах заработка на жизнь. Он ответил: 

Праведная торговля и работа своими руками. (Ахмад)

Общество Пророков (мир им) и мучеников – высочайший уровень, который можно только представить. Почему же столь высокий статус люди обретают через, казалось бы, банальное зарабатывание средств? Все дело в том, что, когда человек наполняет свой бизнес правдой, честностью и Богобоязненностью, он вносит праведность в жизнь. Праведная торговля – прекрасный показатель искренности человека. 

Именно торговцы-мусульмане, впитавшие эти идеалы, распространили Ислам по всему миру. Мусульмане не организовывали миссионерских представительств, чтобы обратить людей в свою веру. Но как только местные жители начинали иметь дело с торговцами-мусульманами, набожность и честные сделки завоевывали их сердца. Это происходило во многих странах Азии и Африки. Для людей прекрасное поведение мусульман-торговцев стало свежим глотком воздуха, который ввел этот мир в новую эру спокойствия и процветания. 

К тем, кто обладает богатством, словно Карун, есть послание, данное Кораном (смысл):

"Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Совершай добро подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять зло на земле, ведь Аллах не любит распространяющих зло". (28:77)

И богатство, и усилия по его получению нужно приспособить для стремления к Дому на том свете. Не следует использовать их для распространения зла на земле.

Что еще хуже, посредством нашего слепого следования тому, что мы считаем успешными бизнес-методами, мы вовлечены в распространение зла на земле, причем зачастую даже не осознаем этого. 

В наших руках – серьезная ответственность и потрясающая возможность. Бизнес мусульман может стать внушительной силой, бросающей вызов потребительству, материализму и поп-культуре. Тщательный выбор методов ведения бизнеса может положить конец эксплуатации женщин, потребителей, бедняков. 

Мир нуждается в этом. Мы сами нуждаемся в этом. Ведь праведная торговля – это та торговля, в которой человек никогда не проигрывает. 
 
Халид Байг
http://askimam.ru