Все мусульманские правовые школы едины в том, что множество принципов, которые применяются исламскими банками, можно классифицировать по двум категориям: те, которые являются рекомендованными или строго исламскими, и не рекомендованными (Mirakhor, 1987). Рекомендованные исламские банковские принципы должны соответствовать целям Ислама по форме и по существу. Не рекомендованные отличаются тем, что они лишь приближены к исламу, прикрыты исламской терминологией, а по факту – не соответствуют требованиям Шариата. Основой для суждения о силе или слабости какого-либо принципа, с точки зрения Шариата, служит влияние метода на достижение целей исламской экономики. Таким образом, только те принципы исламского финансирования, которые основаны на разделении прибылей и убытков, могут быть названы строго исламскими. «Мушарака» и «мудараба» – вот два принципа исламского финансирования, которые ученые включают в число рекомендованных.

На практике, большинство исламских банков применяют рекомендуемые шариатские принципы при предоставлении услуг по депонированию средств. Например, процент контрактов «мушарака» и «мудараба» в Исламском банке Малайзии на конец июня 2007 года и конец июня 2006 года составил 0,6% и 0,7% от бщего объема финансирования соответственно. Процент финансирования по указанным методам в банке Исламский банк Катара в конце 2006 года был на уровне 4,2%, а в 2007 году доля возросла до 10,7 %. Дубайский Исламский банк имеет самый высокий процент финансирования в данной области: 19% и 16,7% от общего объема финансирования за 2007 и 2006 года соответственно.

Пока теоретики настаивают на использовании методов, основанных на разделении прибылей и убытков, практики в лице исламских банков предпочитают пользоваться более широкой продуктовой линейкой, которая зачастую может не соответствовать шариатскому праву на все 100%. Это происходит оттого, что такие методы и принципы исламского финансирования более просты, и банки не расположены к риску, кроме того, норма прибыли может быть определены в начале периода финансирования. К примеру, принципы «мурабаха» и «иджара» реализуются на основании процентной ставки, которая принимается во внимание при расчете цены продажи банками своих товаров клиентам. Некоторые принципы, которые можно встретить в исламских банках, аналогичны тем, что практикуются традиционными банковскими институтами: учитывается кредитоспособность клиента, поддерживаются отношения между кредитороми задолжником. Существует вероятность и опасность того, что некоторые из этих принципов могут быть использована в качестве лазейки для риба (Ahmed et al., 1983).

Опасения, высказанные мусульманскими учеными, не находят поддержки у финансовых органов исламских стран, которые считают, что зацикливание на концепции разделения прибылей и убытков может остановить развитие банковской системы. Центральный банк Ирана «Банк Маркази Джумхури Ислами Иран» (Bank Markazi Jomhouri Islami Iran) в своем годовом отчете за 1984 год подчеркнул, что: 

«Деньги, находящиеся в Центральном банке принадлежат самым разным вкладчикам; среди них, как и богачи, так и люди с небольшим достатком, у которых сумма депозита составляет лишь 1000 иранских риалов (1000 иранских риалов – 0,086930 доллара США. – прим. переводчика). Банк, выступающий в качестве сберегательного банка, в последующем передает эти деньги своим дебеторам. Следовательно, задача системы – защитить вкладчиков и предоставить им хороший доход. Если вкладчикам защита не обеспечивается, то такая банковская система не является правомерной, так как отсутствует концепция справедливости «’адль», которая является основной в системе исламских ценностей» (Mirakhor, 1987, стр. 186).

Из вышеприведенного заявления можно сделать вывод, что, несмотря на требования большинства мусульманских ученых придерживаться более исламизированных методов в своей работе, исламские банки предпочитают действовать на свое усмотрение.

Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. "Исламские финансы и банковская система."